Найти в Дзене
Русский странник

Чем отличались зимние лапти от летних

Испокон веков русские крестьяне в течение круглого года носили лапти, которые плели из лыка – внутреннего слоя коры лиственных деревьев. Самая удобная и долговечная обувь изготавливалась из липового и вязового лыка, а захудалым и непрочным вариантом считались коверзни из ивы и мочалжники из мочала. Английский историк Уильям Кокс, путешествуя по России в конце XVIII века, писал о наших предках: «Обувь у них обыкновенная: онучи — то же серое сукно длиною аршина в три, кое начинают увивать с пальцев ножных по самое колено, а после, надев лапоть, веревками онаго укрепляют сие обернутое около ноги сукно».

  Н.Богданов-Бельский "Девочка" 1920
Н.Богданов-Бельский "Девочка" 1920

Крестьяне носили лапти по всей России за исключением Сибири и районов, где жили казаки. В год мужик снашивал в среднем от 50 до 60 пар плетённой обуви. В разных регионах лапти изготавливали по-своему – косым или прямым плетением, с округлённым, прямоугольным или треугольным мыском, с тесьмой или без неё, с разной высотой борта. Часто лапти называли по лыку, из которого они сплетены - дубовики, ракитники, вязовики и т.д. А иногда их именовали по числу лыковых полосок в плетении: пятерик, шестерик, семерик.

Семирики носили в основном в зимнюю пору, иногда проплетали их вторично пеньковыми верёвками и пришивали к подошве подмётку из кожи. Чтобы не замёрзнуть, обматывали ноги до колена поверх холщовых онучей дополнительными шерстяными оборами. Ширина этих кусков ткани обычно равнялась 30 см, а в длину они могли достигать двух метров. Чаще всего онучи были белого, чёрного или коричневого цвета. Зажиточные крестьяне нередко обматывали их не пенькой, а кожаными ремнями.

Ф.Сычков "Дети"
Ф.Сычков "Дети"

Летом крестьяне использовали пятерики, а в жаркую погоду могли обходиться без онучей, одевая лапти на босу ногу. Иногда лёгкую летнюю обувь плели из пеньковой верёвки (крутцы) или конского волоса (волосянники). В некоторых губерниях поселяне использовали плетённые ступни, которые подвязывали к подошве.

В конце XVIII века русский учёный Иван Лепехин писал: «Для каждой пары лаптей потребны две толстыя лутошки (то есть липовые стволы или заготовки), а мелких 3 и 4 надобно. В зимнюю пору мужик проносит лапти 10 дней, а в рабочую летнюю пору и в 4 дни истопчет. И так ему потребно в год по крайней мере 50 пар, на которые, взяв среднее число, до 150 лутошек потребно. Каждый отпрыск лутошки на влажных местах не прежде 3-х лет может быть годным для драния лык, а по крепкой земле еще более требует времени: почему липняк завсегда вдвое уменьшается против приросту».

В XVIII веке в результате резкого сокращения липовых лесов крестьяне стали плести лапти из коры лозы, ивняка, бредины, а на севере лапти ладили в основном из бересты.

В.Поленов "Сказитель былин Никита Богданов" 1876
В.Поленов "Сказитель былин Никита Богданов" 1876

Писатель Василий Белов в своей книге о русском быте «Лад» писал: «Лапти и берестяные ступни нельзя считать признаком одной лишь бедности, это была превосходная рабочая обувь. Легкость и дешевизна уравновешивали их сравнительно быструю изнашиваемость. Сапогам, вообще кожаной обуви берестяная отнюдь не мешала, а была добрым подспорьем. Еще и в 30-х годах можно было увидеть такую картину: люди идут в гости в лаптях, неся сапоги перекинутыми через плечо, и лишь у деревни переобуваются».

А.Лещинский "Натюрморт с лаптями"
А.Лещинский "Натюрморт с лаптями"