Найти тему

Работа с чувством страха. (6часть)

Страх 5 часть

Вот как описывают это с точки зрения медицины: Страх — психическое состояние, обусловленное защитными реакциями высшей нервной деятельности в связи с грозящим реальным или предполагаемым бедствием или угрозой жизни. В этом случае проявление страха биологически оправдано и с изменением ситуации, когда явная угроза прекращает действовать на человека, чувство страха проходит самостоятельно.

Когда такое психическое состояние очень ярко выражено, то человеку ставят диагноз Аутизм.

Аутизм (детский аутизм) — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Когда такое состояние не выражается, то про человека говорят, что он интроверт.

Интроверт происходит от латинского слова «intro» – «внутрь».
В общих чертах, интроверт – это человек, погруженный в себя. Его больше заботит происходящее в его внутреннем мире, чем в окружающем социуме. Иногда о таких людях говорят «не от мира сего». Эти люди погружены в свои собственные переживания и фантазии, малообщительны. У них не так много друзей, иногда они одиноки. Причем, интроверт совершенно не беспокоится об этом. Своим внутренним миром они интересуются больше, чем жизнью других людей.

Чувство страха – это объемное и тайное чувство, которое проявляется в жизни людей в разнообразии и человек даже не подозревает об этом.

Страх – это чувство, которое вырабатывает определенные психологические привычки. Эти привычки могут нравиться человеку, а могут не нравиться.

Если привычка не нравится, то можно бороться с ней, а можно понять, откуда она произошла и изменить основу.

Предлагаю чувство страха рассмотреть, как реакция на окружающий мир и является лишь только следствием воспитания. Когда мы подходим с такой точки зрения, то мы можем многое изменить в своей жизни.

Напомню про понятие воспитание еще раз.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Другими словами, берем личность и начинаем лепить то, что нам нужно. Из этого получается, что личность – это пластичный материал, из которого можно слепить определенный образ. Вопрос, а кто участвует в самом процессе создания образа и кто ответственный за результат. Все начинается с родителей, именно они являются первыми, кто начинает создавать образ личности, затем подходит дополнение в виде бабушек, дедушек, тетей и дядей.

Близкое окружение начинает оставлять свои следы в еще неокрепшей психике ребенка, тем самым формируя определенное мировоззрение. Кто же на самом деле формирует мировоззрение у человека? В основном телевидение и печатная продукция. А кто управляет им? Этот ответ глубоко спрятан и нет у него правды. Анализируя передачи, которые показывают по телевизору, а так же журналы, которые выпускают, можно увидеть запланированную систему формирования мировоззрения, которая делает людей безнравственными потребителями.

И вот история, как и с чего все начинается. Рождается на свет ребенок и начинает расти и познавать окружающий мир. И уже с года проявляются действия, которые необходимые для познания такие, как все брать и рассматривать, трогать, пробовать на вкус. Ребенок воспринимает мир целым объектом. Родители включаются в процесс формирования личности и начинают делить мир на две категории: можно и нельзя. К «можно» относится, то с чем ребенку позволено производить любые действия, к этой категории обычно относят только игрушки. Существует и другая категория «нельзя», которая предназначена только для взрослых. Рассмотрите, как обустроены современные квартиры, в них находятся большое количество предметов, так скажем большинство, которые предназначены только для взрослых и ни в коем случае их нельзя брать ребенку, а тем более познавать, хотя эти вещи находятся в доступной зоне для ребенка. И для того, чтобы ребенок не трогал предметы взрослых, начинают ограничивать ребенка, говоря: «нельзя брать», «это не для тебя», «не трогай» и так далее, включая еще и варианты, например, строгость в голосе или повышение тона произношения для пущей серьезности. Идет процесс форматирования ребенка под имеющуюся квартиру, а у ребенка идет запись программы, что нельзя познавать окружающий мир с различными вариантами, такие как познавать можно только втайне от взрослого или познавать можно, но только с разрешения или одобрения взрослого и так далее. Так создаются условия для развития чувство страха, которое может проявляться в двух крайностях: забиться и ничего не делать, то есть опустить руки или идти на страх и стать наглым для себя и окружающих. Обычно таким людям все страшно интересно и осваивают мир из любопытства.

Чувство страха всего лишь показатель освоения внутреннего мира человека. Присутствие чувства страха показывает на сколько человек освоил как свой внутренний мир, так и окружающий его мир.

Из этого можно сделать вывод, что чувство страха создается запретами, используя слова. В таком случае можно и убрать эти запреты и чувство страха трансформируется в другое чувство.

Наш великий русский язык богат разнообразием. В нем существуют такие части речи, как сочинительные союзы, у которых предназначение расширять значение предложения. Мы воспользуемся этими знаниями. Вспомним сочинительные союзы и самый первый «и», который допускает вариант. Следующий сочинительный союз «а», который допускает более интересный вариант. Вот сочинительный союз «но» допускает даже противоположный вариант события. Для работы мы будем использовать именно его, так как у него широкий спектр допущенный вариантов. Когда человек чувствует страх, значит, в его подсознании сплыл давний запрет, который был сформирован словами с сильными эмоциями. Ситуация проявляющаяся в данный момент у человека идентична с той из детства или отрочества, в которой он получил запрет. Важно осознать какой запрет проявился и можно его снять, используя фразу с сочинительным союзом «но».

Для примера:

Фраза с детства, которая установила запрет на освоение пространства: нельзя брать.

Фраза, которая может снять этот запрет: но, разрешаю.

Когда вы произносите фразу, снимающую запрет, то почувствуете облегчение или в теле пройдет глубокий вдох с выдохом. Это показатели внутренней работы и освобождения внутреннего пространства от ограничений.

Приведу цепочку рассуждений, которые помогут вам понять связь между детскими запретами и взрослой жизнью. В жизненном обиходе очень популярный запрет для ребенка «нельзя брать чужое». Со стороны родителей этот запрет является спасением от познавательной активности ребенка, когда с ребенком приходят в гости или магазин. Со стороны ребенка этот запрет ограничивает область познания ребенка. Создаются все условия для создания навыком деления мира на «свой» и «чужой». Такая привычка остается и видоизменяется вместе с взрослением ребенка. «Своим» ребенок берет и пользуется, а «чужим» ребенок не пользуется, так как на него стоит психологический запрет. Теперь рассмотрим, что является «своим» по отношению к ребенку:

- Одежда, которую носит ребенок, не является его, во-первых, родители одевают ребенка на свой вкус, не спрашивая об этом ребенка, а во-вторых, тут добавляются условия ношения этой одежды (чистота и сохранность).

- Игрушки, которые покупают родители для ребенка, они являются «чужими», так как ребенок не может полностью распоряжаться ими. С появлением новой игрушки так же добавляются новые условия хранения и использования.

А что становится «своим» для ребенка? В основном это различные предметы, которыми не дорожат взрослые: сломанная игрушка, палка или листок и так далее. Суть в том, что « своим» становится то, что другим не нужно или не ценно. Если это соотнести к личности, то свои мысли, чувства, идеи и действия становятся не ценными для самого человека. Такое отношение к себе формирует два вида людей:

- первый, которые свои идеи и мысли оставляет в зародышевом состоянии и не реализует в жизни,

- второй, которые начинают реализовывать свои мысли, идеи, но с большим давлением или агрессией на других, для профилактики. Нападение лучшая защита.

Сейчас был приведен пример развития «своего», а параллельно развивается понятие «чужое». «Чужим» становится все новое, большое или дорогое. Этим может оказаться, как и изобилие, так и творчество или богатство. Дальше, думаю, не буду развивать эту тему и предполагаю, что вы сами можете сделать выводы.

Был приведен один пример запрета и как он влияет на последующую жизнь человека. Важно знать, что человек это совершенное существо и может сам писать свою судьбу.

Продолжение 7 часть