Те, кто любит ходить по экспозиционным выставкам, хлопните в ладоши! Ладно, можете просто вспомнить свой последний визит. Вспомнили? Теперь задумайтесь: назовите хотя бы три экспоната и попробуйте их истолковать. Мало у кого получится, потому что мало кто понимает. С этой проблемой сталкиваются многие, и мы – не исключение. С этой трудностью справляются не все, и мы – не исключение.
Посещая галереи, можно встретить людей, с умным видом расхаживающих от картины к картине, от статуэтки к статуэтке. Особенно радуют студенты и школьники, пытающиеся выдавить из себя образ знатока. Однако, если их спросить о смысле квадрата Малевича, они ничего толкового не скажут. Проблема в том, что мы постоянно куда-то торопимся и не задумываемся о том, что именно пробегаем. Вы наверняка, будучи на временной экспозиции в своем городе, а в особенности за границей, носитесь от одного к другому, боясь увидеть не все. Из-за этого все мысли смешиваются, сути произведений переплетаются друг с другом, чувство удовлетворения испаряется, а, выйдя на улицу, думаешь: «зачем я, собственно, туда ездил?» А когда речь заходит о повторном визите на выставку, в галерею и другое любопытное место, отказываешься, аргументируя тем, что великие мысли людей того времени слишком сложны для тебя. Чтобы этого избежать, мы дадим несколько советов.
Первое, что должен сделать каждый перед посещением культурного мероприятия – прочитать о нем и о том, что можно там увидеть: историю создания места, об организаторе и его помощниках, о людях, чьи работы представлены, и о самих шедеврах. Нет ничего позорного в том, что вы чего-то не знаете. Мы учимся всю жизнь.
Не пытайтесь увидеть все и сразу. Ходите медленно и останавливайтесь напротив того, что вас остановило, за что вы зацепились взглядом. Возможно, именно этот экспонат близок вам по настроению. Или, быть может, вам близок по мироощущению его автор. Обратите внимание на имя и узнайте дома о нем больше: именно так появляются любимые художники, архитекторы, скульпторы.
Не бойтесь задавать вопросы задумавшемуся у того же экспоната посетителю. Обсудите с ним то, что хотел сказать автор, чувства, которые у вас возникают при рассматривании экспозиции. Вы можете узнать много нового об авторе и работе или по-новому взглянуть на нее.
Не стоит забывать, что и всматриваться нужно правильно. Не вставайте слишком близко, но и не отходите далеко. Рассмотрев общий план, подойдите поближе и прочтите информацию об экспонате, обратите внимание на манеру работы, и, учитывая все увиденные детали, посмотрите вновь издалека.
Психотерапевт В. Леви говорил: «Лицо — средоточие психической мускулатуры — орган общения психики с другой психикой — и с самою собой. Орган души». Обращайте внимание на выражения лиц окружающих, это может помочь в понимании. Особенно интересно наблюдать за детьми и их реакцией на предметы искусства. Они еще многого не знают и могут максимально независимо от внешних явлений сказать, что думают насчет экспоната.
Все вышесказанное относится к посетителям, предпочитающих окультуриваться самостоятельно. Если вы решили взять экскурсовода, вам стоит учесть два варианта: первый – визит будет любопытным, маршрут увлекательным, логичным, а вопросы отпадут в процессе. Второй – рассказ состоит из банальных умозаключений, которые можно присвоить любому шедевру. В этом случае у вас есть полное право отправиться в «путешествие» самостоятельно, учитывая наши советы в начале. Вы получите гораздо больше удовольствия от своих уникальных, выскакивающих из подсознания, мыслей, чем от заученного текста из исторических справок.
В заключении хочется сказать, что галереи, выставки, музеи – это не место для веселья. Вас никто не будет там развлекать, что-то объяснять, там нужно разложить все по полочкам в голове, подумать о каждой проблеме по отдельности и найти ей решение или просто абстрагироваться от них. Если же вы не смогли найти выход и дойти до сути, а увиденное оставило рой вопросов, придите домой, осмыслите увиденное и поищите информацию, которая вам любопытна. Да, многое непонятно. Да, многое на первый взгляд смешно и глупо. Но вдумайтесь, это «многое» выставляют в галереях, музеях, куда приходят люди. Значит, кому-то это близко, нужно. Постарайтесь понять и прочувствовать эту тонкую грань. Не опускайте руки после первой неудачи, может, то, что вы не смогли понять еще рано для вас и требует личного опыта. Может, вам стоит обсудить увиденное с кем-то. И помните: зачастую, как говорил Шерлок Холмс, «вы смотрите, но не наблюдаете».