Найти тему

Как безграмотность влияет на успех в учёбе и работе

Оглавление

Роковые ошибки

Наносит ли безграмотность ощутимый, осязаемый ущерб или же вред от неё исчерпывается школьными двойками да детскими слезами, пролитыми над тетрадями в линеечку? Автор статьи рассказывает, как речевые ошибки портят не только наш язык, но и нашу жизнь.

Неграмотность стоит денег

Мой муж никогда не покупает мясо, если видит, что на ценнике, притулившемся возле куска свинины, написано карбонаТ.

Скажете, что это неуместная разборчивость? Отнюдь нет, в таком поведении есть глубокий расчёт. Карбонатом называют соль угольной кислоты, а запечённый кусок свиного филе — это карбонаД. Если продавец путается в названиях, значит, он не понимает, чем торгует. Зачем покупателю рисковать, связываясь с таким продавцом?

-2

Меня же, например, от любого товара или услуги отвращает слово активности (в русском языке существительное активность не образует формы множественного числа; активности — это калька с английского). И я уверена, что у каждого человека есть свой перечень слов-уродцев, которые становятся причиной отказа от покупки. Жаль, что об этом не знает или не хочет знать продавец, упорно не видящий в ошибках никакого греха.

Чем выше уровень образования у вашей целевой аудитории, тем больше вероятность, что речевые ошибки станут роковыми для ваших продаж — покупатели будут от вас отворачиваться.

Потеря лица

На то, как разговаривают публичные личности, общество обращает большое внимание. Иногда это внимание становится неприятной неожиданностью для персоны, особенно если она легкомысленно относится к качеству своей речи.

И тогда неграмотность, которую человек прежде не замечал и которая раньше ему якобы не мешала, становится причиной общественного недоверия и полной, как говорят японцы, потери лица.

Проиллюстрировать этот вывод может выступление бывшего губернатора Липецкой области, недавно облетевшее за пару дней весь Интернет. Высокопоставленный чиновник пытался высказаться по поводу повышения пенсионного возраста, но в буквальном смысле настолько не мог связать и двух слов (путал падежи и извратил грамматику), что его мысль, какой бы она ни была изначально, зрителям так и не открылась.

Люди, посмотревшие это выступление, конечно, увлечённо обсуждали «красноречие» губернатора. Но ещё они задавались более неприятным вопросом: как вообще такой человек может занимать столь высокий пост? Этот поворот общественного мнения оказался расплатой за косноязычие.

-3

Один из выразительных признаков низкого уровня владения языком — неразличение стилей речи. Если некто с алкоголиками разговаривает так же, как с академиками, а с академиками — так же, как с алкоголиками, то его общение, по крайней мере, малоэффективно. Но если этот некто, в принципе, неспособен переключаться между стилями, то рано или поздно он осрамится

Так, благодаря Интернету стало широко известным выступление председателя комитета по культуре (!) Законодательного собрания Красноярского края, в котором депутат предложила своему коллеге «следить за базаром». Уголовная лексика чиновницы вызвала скандал, и этот яркий пример лишь подсвечивает то, что стало обыденностью: в деловом общении часто используются жаргонные выражения и просторечия, хотя и те и другие находятся за гранью литературного языка.

Разумеется, языковая «группа риска» — это не только представители власти, но любые публичные личности. Так, с развитием онлайн-образования у нас появилось множество преподавателей разных дисциплин. Увы, если в погоне за популярностью эти люди и озабочены тем, что они говорят, то их мало интересует вопрос, как они говорят. Но ведь слушателю второе гораздо важнее первого! И одно-единственное неправильно поставленное ударение способно свести на нет весь авторитет преподавателя.

Ударения — полбеды, если задаться целью, то их не так трудно исправить; а вот вездесущий канцелярит — это совсем беда. Суконный бюрократический язык со множеством отглагольных существительных — такой же признак неграмотной речи, как орфографические и пунктуационные ошибки. Чем в первую очередь плох канцелярит? Тем, что говорящего на нём невозможно понять. А если ещё напичкать речь иностранными заимствованиями…

-4

Помню, как один молодой онлайн-преподаватель пытался объяснить, что такое обложка на странице «Фейсбука». «Кавер — это такой большой визуальный слот», — вот что он сказал буквально. Это даже не пиджин-рашен, это полная речевая беспомощность, способная навсегда отпугнуть желающих учиться.

Где дают грамотную речь?

Обычно в школе. Но не все ученики легко осваивают русскую грамоту, поэтому зачастую становятся жертвами и разносчиками опасной иллюзии, облечённой примерно в такие слова: «Окончу школу, поступлю на экономический (физико-математический, юридический и так далее), и больше никакого правописания!».

Когда же выясняется, что грамотный русский язык нужен на протяжении всей взрослой жизни (кто бы мог подумать?), в ход идёт новый довод: «Я не филолог и не обязан писать и говорить грамотно!».

Увы, филолог вы или нет, но ваши ошибки, нескладность речи, неправильные конструкции всё равно будут замечены окружающими, поэтому нелепые разговоры о том, что вы на филфаке не учились, лучше вовсе не начинать.
-5

А может, это болезнь?

С тех пор как в России стали широко использоваться термины дислексияи дисграфия, многие школьники (да и взрослые тоже) вздохнули с облегчением. Теперь ты не оболтус, который пишет слово корова через Ы, а пациент, и у тебя болезнь с красивым названием.

Утешительные статьи сообщают, как много в мире успешных людей, страдающих дислексией, — в том числе, например, Стивен Спилберг. Но, будем честны, вовсе не дислексия сделала Стивена Спилберга известным режиссёром. Куда вероятнее, что неспособность нормально читать и писать ему серьёзно мешала, и если в плане преодоления своих недостатков любая знаменитость с дислексией могла бы стать прекрасным мотивирующим примером, то равняться на сами недостатки — по меньшей мере странно

-6

Не позволяйте заворожить себя красивыми названиями. Не так важно, почему вы пишете с ошибками и читаете по слогам. Важно другое: что теперь с этим делать?

Как поправить свою грамотность?

Много читать. Не раз в неделю, а каждый день. Читая, мы запоминаем зрительный образ слова и становимся более грамотными, даже если не знаем правил. Возможно, вы не сможете объяснить, почему пишется сделать, а не зделать, но в памяти у вас теперь запечатлён единственно верный облик слова, и ошибки вы не допустите.

-7

Отдавайте предпочтение классической литературе. Она поправит ваш стиль, обогатит словарный запас, даст представление об уместности разных слов и конструкций в разных ситуациях.

Пишите диктанты. Попросите близких регулярно диктовать вам тексты, желательно классические. В вашем письме мгновенно вскроется множество слабых мест, и вы хотя бы будете понимать, над чем нужно работать.

Найдите хорошего филолога, который займётся с вами русским языком. С наставником легче, во-первых, правильно сформулировать задачу, во-вторых, эффективно её решить.

В конце концов, если в вашем окружении таких специалистов нет или если ваше общественное положение мешает вам открыто искать подобного наставника, найдите в Интернете сообщества, посвящённые правильной речи. Чтение коротких познавательных материалов в таких сообществах, возможно, не решит всех ваших проблем с грамотностью, но хотя бы укажет верное направление к их решению.

Елена Учайкина