«Алиса в Стране Чудес» по праву может считаться одним из самых цитируемых произведений в культуре ХХ столетия, а знаменитое «безумное чаепитие» – настоящим апофеозом абсурда, неисчерпаемым источником вдохновения и реминисценций. Concepture рассуждает о визуальном воплощении этой сцены в контексте книжной иллюстрации модерна и проводит сравнительный анализ работ Артура Рэкхема и Сальвадора Дали.
«Что общего у ворона и конторки?»
Книжная графика в современном понимании представляет собой результат совместного труда художника, дизайнера-оформителя и редактора. От того, насколько слаженной и профессиональной окажется их работа, в значительной степени зависит восприятие читателем литературного произведения, его персонажей, атмосферы и основной идеи.
Особенно важно это в области детской литературы. Так как сознание ребенка наиболее подвержено фасцинативным и суггестивным воздействиям, художник-иллюстратор должен быть предельно осторожен в выборе изобразительного языка.
Говоря об иллюстрациях к «Алисе в Стране Чудес», нужно принимать во внимание, что эта сказка изобилует политическими, социальными, психологическими подтекстами, разобраться в которых под силу далеко не каждому взрослому читателю. Это сложное, многоплановое, приправленное математическими ребусами творение Кэрролла, с момента первого издания в 1865 году стало источником вдохновения для художников по всему миру.
Однако наиболее показательны и интересны в качестве своеобразных маркеров основных философско-эстетических концепций XX века – работы двух непревзойденных графиков: Артура Рэкхема и Сальвадора Дали. На первый взгляд, помимо избранного сюжета, между ними нет и не может быть ничего общего. Но так ли это на самом деле? «Что общего у ворона и конторки?» Попробуем разобраться.
«Безумное чаепитие» Артура Рэкхема. Модерн в деталях
Артур Рэкхем, в отличие Сальвадора Дали, не слишком известен широкой публике. И это, к слову, довольно странно. Преемник стилистической традиции прерафаэлитов [для прерафаэлитов было свойственно обращение к мифологическим и фольклорным сюжетам – прим. автора], смелый экспериментатор в работе с линией и композицией, настоящий флагман «золотого века» британской книжной иллюстрации, Рэкхем до сих пор оказывает огромное влияние на творчество художников, дизайнеров и даже кинорежиссеров.
Младший современник таких титанов искусства модерна, как Обри Бердслей и Уильям Моррис, Рэкхем обладает стилем столь самобытным и чарующим, что Тим Бертон избрал бывшую квартиру художника своим офисом в Лондоне, а Гильермо дель Торо признавался, что черпал вдохновение для «Лабиринта Фавна» в его работах.
Иллюстрации Рэкхема к «Алисе…» датируются 1907 годом, когда по истечению срока действия исключительных авторских прав издательство Heinemann предложило молодому художнику занять место прежнего штатного иллюстратора – М.Нетеппапа. Большинство читателей благосклонно приняли его работы, хотя, как пишет Д.Хадсон:
«Алиса… настолько прочно отождествлялась с рисунками Джона Тенниела, что многим критикам альтернативные варианты казались почти кощунственными».
Полную версию статьи читайте на сайте concepture.club
Автор текста Маргарита Полякова