Здравствуйте, дорогие подписчики и читатели!
Сегодня я расскажу об очень талантливом, незаслуженно забытом в нашей стране комике Бастере Китоне.
Бастер Китон (1895 — 1966)
Настоящее имя Бастера Китона — Джозеф Фрэнк Китон. Прозвище "Бастер" (в переводе с английского "разрушитель", "падение") ему дал легендарный иллюзионист Гарри Гудини, с которым отец Китона-младшего создавал общую концертную программу. Гудини был свидетелем того, как полугодовалый Бастер скатился с высокой лестницы, но при этом остался цел и невредим, в тот момент и появилось это прозвище, ставшее псевдонимом, известным теперь всему миру.
Не исключено, что именно это прозвище стало притягивать к Бастеру неприятности разной степени опасности. В детстве Китон-младший несколько раз оказывался в пожаре, причём в эпицентре возгорания, но, как правило, отделывался лёгким испугом. Мальчик несколько раз становился участником железнодорожных катастроф, однако и здесь всё заканчивалось незначительными повреждениями. Когда Бастеру было около двух с половиной лет, он попал в центр настоящего торнадо: атмосферный вихрь вытащил его из окна третьего этажа, перенёс через дорогу и благополучно "вернул" на землю. В общем, с одной стороны, Китон-младший постоянно попадал в опасные приключения, а с другой стороны, был олицетворением нечеловеческого везения.
Возможно, все эти сложные ситуации были лишь тренировкой для будущего комика. Трюки, которые он проделывал в кино, были под силу только опытным акробатам. Обратите внимание, как ловко он забирается на лошадь через её голову (и обязательно посмотрите несколько очень смешных моментов, когда герой Китона безуспешно пытается "покончить с собой" — особенно хорошо удалась сцена с двумя мотоциклистами):
Бастер Китон. "Невезение" ("Hard luck").
Бастер стал выступать в театре с трёх лет вместе с родителями. В то время в Америке развивалось движение против использования детского труда. Чтобы избежать гнева организаций, защищающих детей, родители одевали сына как взрослого, для чего шили ему специальные мужские костюмы маленького размера и представляли его публике как карлика, а не как ребёнка.
Когда в представлении Бастер должен был изображать комичные падения, он делал это с абсолютно серьёзным выражением лица: отец запретил ему улыбаться во время номеров, заметив, что зрители смеются гораздо громче, когда мальчик шутит, оставаясь мрачным. Этот образ Китон пронёс через всю свою артистическую карьеру.
Кстати, Юрий Владимирович Никулин в своей книге "Почти серьёзно" упоминал Бастера Китона, когда писал о времени своей учёбы в студии Камерного театра:
На уроках техники речи мы учились и смеяться. Мне эти занятия давались с трудом. Смех у меня выходил неестественным, неискренним. Наверное, это происходило оттого, что я считал – клоун не должен смеяться сам. И для себя решил: когда буду работать на манеже – пусть публика смеется надо мной, а я постараюсь сохранить невозмутимый вид. Для меня идеалом невозмутимости, вызывающей смех, был популярный американский комик Бастер Китон, фильмы с участием которого нам специально показывали.
В 1917 году Китона пригласили на эпизодическую роль в кино. Ему было настолько комфортно на съёмках, что он оставил театр, сосредоточившись только на фильмах, несмотря на то, что в театре он зарабатывал в несколько раз больше.
На счету Бастера Китона около 130 картин, 50 из которых он снял как режиссёр. Наиболее значимыми из них считаются "Навигатор" (1924), "Шерлок-младший" (1924), "Генерал" (1927) и "Кинооператор" (1928).
В 1960 году Китону вручили почётный Оскар "за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии".
Неожиданный взгляд на любовь и ностальгию в романе "Не здесь и не сейчас".
***Ваши лайки и подписка скажут мне, что я двигаюсь в нужном направлении. :)