Найти тему
Старый Голливуд

Бастер Китон — комик с серьёзным лицом

Здравствуйте, дорогие подписчики и читатели!

Сегодня я расскажу об очень талантливом, незаслуженно забытом в нашей стране комике Бастере Китоне.

Бастер Китон (1895 — 1966)

Настоящее имя Бастера Китона — Джозеф Фрэнк Китон. Прозвище "Бастер" (в переводе с английского "разрушитель", "падение") ему дал легендарный иллюзионист Гарри Гудини, с которым отец Китона-младшего создавал общую концертную программу. Гудини был свидетелем того, как полугодовалый Бастер скатился с высокой лестницы, но при этом остался цел и невредим, в тот момент и появилось это прозвище, ставшее псевдонимом, известным теперь всему миру.

Не исключено, что именно это прозвище стало притягивать к Бастеру неприятности разной степени опасности. В детстве Китон-младший несколько раз оказывался в пожаре, причём в эпицентре возгорания, но, как правило, отделывался лёгким испугом. Мальчик несколько раз становился участником железнодорожных катастроф, однако и здесь всё заканчивалось незначительными повреждениями. Когда Бастеру было около двух с половиной лет, он попал в центр настоящего торнадо: атмосферный вихрь вытащил его из окна третьего этажа, перенёс через дорогу и благополучно "вернул" на землю. В общем, с одной стороны, Китон-младший постоянно попадал в опасные приключения, а с другой стороны, был олицетворением нечеловеческого везения.

Кадр из фильма "Навигатор"
Кадр из фильма "Навигатор"

Возможно, все эти сложные ситуации были лишь тренировкой для будущего комика. Трюки, которые он проделывал в кино, были под силу только опытным акробатам. Обратите внимание, как ловко он забирается на лошадь через её голову (и обязательно посмотрите несколько очень смешных моментов, когда герой Китона безуспешно пытается "покончить с собой" — особенно хорошо удалась сцена с двумя мотоциклистами):

Бастер Китон. "Невезение" ("Hard luck").

Бастер стал выступать в театре с трёх лет вместе с родителями. В то время в Америке развивалось движение против использования детского труда. Чтобы избежать гнева организаций, защищающих детей, родители одевали сына как взрослого, для чего шили ему специальные мужские костюмы маленького размера и представляли его публике как карлика, а не как ребёнка.

Когда в представлении Бастер должен был изображать комичные падения, он делал это с абсолютно серьёзным выражением лица: отец запретил ему улыбаться во время номеров, заметив, что зрители смеются гораздо громче, когда мальчик шутит, оставаясь мрачным. Этот образ Китон пронёс через всю свою артистическую карьеру.

-3

Кстати, Юрий Владимирович Никулин в своей книге "Почти серьёзно" упоминал Бастера Китона, когда писал о времени своей учёбы в студии Камерного театра:

На уроках техники речи мы учились и смеяться. Мне эти занятия давались с трудом. Смех у меня выходил неестественным, неискренним. Наверное, это происходило оттого, что я считал – клоун не должен смеяться сам. И для себя решил: когда буду работать на манеже – пусть публика смеется надо мной, а я постараюсь сохранить невозмутимый вид. Для меня идеалом невозмутимости, вызывающей смех, был популярный американский комик Бастер Китон, фильмы с участием которого нам специально показывали.

-4

В 1917 году Китона пригласили на эпизодическую роль в кино. Ему было настолько комфортно на съёмках, что он оставил театр, сосредоточившись только на фильмах, несмотря на то, что в театре он зарабатывал в несколько раз больше.

На счету Бастера Китона около 130 картин, 50 из которых он снял как режиссёр. Наиболее значимыми из них считаются "Навигатор" (1924), "Шерлок-младший" (1924), "Генерал" (1927) и "Кинооператор" (1928).

В 1960 году Китону вручили почётный Оскар "за уникальный артистический дар, который обеспечил бессмертие немой комедии".

Неожиданный взгляд на любовь и ностальгию в романе "Не здесь и не сейчас".

***Ваши лайки и подписка скажут мне, что я двигаюсь в нужном направлении. :)