Intelligent World Drive: S-Класс с автономной системой вождения пересек пять континентов и преодолел более 10 000 км, чтобы найти ответ на один вопрос – как далеко продвинулись технологии?
Йохен Хааб – менеджер по проведению испытаний в полевых условиях Mercedes-Benz. Именно он оценивает работу Intelligent World Drive в реальных дорожных условиях.
Интеллектуальный и в тоже время безопасный автомобиль, который способен легко и польностью самостоятельно маневрировать на трассе, - это и есть концепция автономного возденияю вождения. А чего мы уже достигли благодаря современным технологиям? Команда Mercedes-Benz попыталась ответить на этот вопрос, проведя испытания в пять этапов, – и все на разных континентах. Путешествие продлилось с сентября 2017 года по январь этого года. И сейчас, говоря об Intelligent World Drive, лидер команды Йохен Хааб полон того самого радостного волнения. Еще бы! Благодаря своим вспомогательным системам серийный автомобиль S-Класса смог продемонстрировать уровень автономного вождения, который привел в восторг всех, кто занимался проектом. Все коллеги, конечно, понимают, что предстоит еще много работы. В будущем разработчикам придется решить множество сложных задач.
«Идея была в том, чтобы посмотреть, как автомобиль будет себя вести в типичных ситуациях, – говорит Хааб. – Затем мы используем полученные таким образом сведения, чтобы усовершенствовать наши системы». Отправной точкой этого путешествия стал международный автосалон во Франкфурте, откуда команда направилась в Соединенные Штаты через Китай, Австралию и Южную Африку. Йохен Хааб рассказал о трудностях, с которыми пришлось столкнуться S-Классу.
Франкфурт/Германия
Дожди, заторы, застроенные участки и лихачи на дорогах: в общем, все как всегда на немецких автобанах.
Что отличает вождение на немецких трассах, так это широкий диапазон скорости на автобанах. Можно оставить позади грузовик, движущийся со скоростью 130 км/ч, при этом вас тут же может обогнать машина, мчащаяся со скоростью 200 км/ч. Радары сканируют дорожное полотно в пределах 80 метров позади и 250 метров впереди автомобиля. Стереовидеокамера «видит» на 500 метров вперед, из них 90 метров – в трехмерной проекции. Достаточно ли этого? Сколько времени нужно системе, чтобы распознать и отреагировать на приближающийся автомобиль? Мнение клиентов ясно: они ожидают, что система будет реагировать только при крайней необходимости.
Шанхай/Китай
Где я? Вопрос геопозиционирования сейчас актуален в Китае. Здесь легко потеряться, если полагаться только на GPS. Решить эту проблему непросто.
Для дорожного движения в Китае характерны высокая плотность движения,большое количество двух- и трехколесных транспортных средств, знаки, напоминающие разметку зебры на трассе (на самом деле они показывают безопасный интервал движения), и ограничения скорости для отдельных полос. Самый главный урок, который мы извлекли из поездки в Шанхай, – карты должны быть абсолютно точными, вплоть до полос движения. Сегодняшние технологии пока не позволяют автомобилю определить свое местоположение в хитроумном переплетении местных дорожных сетей, более того – на многих крупных развязках дорожные полосы не размечены, и камеры не могут их распознать. Не ориентируясь на транспортные средства вокруг, автомобиль не может определить свое текущее местонахождение. Без этой информации машина будет просто продолжать движение.
Местные жители также ожидают, что автономные авто смогут обрабатывать повороты так же, как это делают водители в Китае: притормаживая на повороте и набирая скорость на выходе из него. В отличие от них, европейские водители начинают разгоняться до выхода из поворота. Чтобы концепция автономного вождения прижилась, необходимо обязательно учитывать и такие культурные различия.
Мельбурн/Австралия
Многие водители в Мельбурне избегают знаменитого поворота hook turn, но наши системы должны быть в состоянии найти решение.
Австралия – это скоростные ограничения, которые высвечиваются на электронных дисплеях; автоколонны в сельской местности; кенгуру, неожиданно выскакивающие на дорогу; знаменитый мельбурнский hook turn, или «поворот крючком», когда поворачивают направо из левой полосы, пересекая трамвайные пути, – он выполняется только при зеленом свете для пересекающего потока движения.
Этот маневр способен потрепать нервы водителю, даже местные жители часто предпочитают сделать три поворота влево. Как и многие другие сложные дорожные сценарии, hook turn ставит непростые задачи перед системами движения. Человеческий мозг может обработать мигающие светодиодные круги, показывающие ограничения скорости, но системы автомобиля еще недостаточно мощны.
Не менее сложным является вопрос о том, как обеспечить адекватное реагирование на животных, выбегающих на дорогу, не подвергая опасности пассажиров. Для этого необходимо раннее опознавание размеров объекта и адаптация стратегии ухода от текущей ситуации во избежание возможной аварии.
Кейптаун/ЮАР
Важно, чтобы автомобильные системы не отвлекались на другие задачи, при этом они должны быть в состоянии быстро и точно анализировать нестандартные ситуации.
Дорожное движение в Южной Африке может сбить вас с толку: пешеходы ходят по скоростным автострадам, так что не ожиданные маневры здесь – всего лишь общепринятая практика. В Кейптауне наши тест-драйверы чуть не столкнулись с велосипедистом на трассе на скорости 100 км/ч: велосипедист ехал по обочине шириной всего несколько сантиметров. А на серпантине в южной части города камеры не смогли распознать маршрут из-за слоя песка на асфальте. Тем не менее на извилистой прибрежной дороге автомобиль смог передвигаться практически полностью автономно.
Лас-Вегас/США
Непрерывное дорожное движение создает практически идеальные условия для автономного вождения. С технической точки зрения недалек тот день, когда оно станет частью нашей повседневной жизни.
Для американских скоростных автострад и магистралей характерен плавный дорожный поток: ехать в общем потоке здесь несложно, а перепады скоростей редки. Но могут возникнуть трудности с тем, чтобы одновременно собирать и обрабатывать огромное количество информации на восьмиполосной автостраде, при этом обходить можно как справа, так и слева.
Тем не менее американский рынок определенно может стать одним из первых, где будет реализовано автономное вождение. Американцы отреагировали нанаш эксперимент так же, как и во всем мире: с энтузиазмом и одновременно с долей скептицизма. Одной из целей нашего путешествия было всерьез принять во внимание их мнение.
Взгляните на S-Класс с автономной системой управления в действии: https://youtu.be/10-_8vjllJE
S-Класс с автономной системой вождения проехался по загруженным улицам пяти городов на пяти континентах, однако до России так и не добрался. А зря! Вот уж где автомобильных инженеров, разрабатывающих интеллектуальные системы вождения, ждут настоящие испытания и вызовы. Чему наши дороги могут научить S-Класс с автономной системой вождения? Читайте в следующей статье!