Найти тему
Ритм Евразии

Что сулит России глобальное потепление

В России температура воздуха повышается в 2,5 раза быстрее, чем в среднем по планете, сказано в проекте доклада Минприроды РФ «О состоянии и об охране окружающей среды» от 6 сентября. В среднесрочной перспективе потепление может привести к ряду нежелательных последствий для инфраструктуры, сельского хозяйства, здоровья людей, а также будет способствовать росту числа природных катаклизмов.

В то же время сокращение ледового покрова удешевляет и ускоряет доставку грузов по Северному морскому пути (СМП), улучшит доступ к месторождениям углеводородов на арктическом шельфе, и значительно расширит земледельческие площади в Сибири и на Дальнем Востоке, что сулит России огромную выгоду.

Мягкий и жесткий сценарий

Остановить потепление в ближайшие десятилетия уже не удастся. «Согласно прогнозам, в течение XXI в. в Российской Федерации ожидается дальнейшее повышение средней температуры приземного воздуха», – пришли к выводу в Минприроды. Главным фактором потепления министерство считает антропогенный фактор, т.е. деятельность человека, которая привела к «беспрецедентным» выбросам парниковых газов. Со времен доиндустриальной эпохи концентрация диоксида углерода (CO2) в атмосфере выросла на 45%, метана (CH4) – на 157%, закиси азота (N2O) – на 22%.

Более четверти всех мировых выбросов (27,3%) сегодня приходится на Китай, и еще 16% – на США, далее идут Индия (6,8%), РФ (4,5%) и Япония (3,6%). В отраслевом разрезе лидером по выделению парниковых газов в атмосферу является энергетика. Это – тепловые электростанции (ТЭЦ, КЭС) и котельные, которые продуцируют большое количество CO2 и CH4 при сжигании угля и нефтепродуктов (в меньшей степени природного газа). Поглощает их только отрасль под названием «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство» (ЗИЗЛХ).

Впрочем, даже если завтра выбросы в атмосферу полностью прекратятся, можно говорить только о замедлении темпов повышения средней температуры на планете. «Что бы мы ни делали с парниковыми выбросами, изменить потепление уже никаким образом будет нельзя, поскольку климатическая система глобальная и главное звено – это океан, который очень инерционен», – уверен руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF) Алексей Кокорин. Вопрос только в том, по мягкому или жесткому сценарию будет повышаться температура.

В лучшем случае до конца XXI века потеплеет на 1,5-2°C относительно доиндустриальной эпохи (в 2017 году было +1,1 °C), что, конечно, плохо, но не катастрофически. Для того чтобы «поместиться» в эти параметры, нужно соблюдать заключенное в декабре 2015 года Парижское соглашение, по которому 192 страны ООН обязались значительно снизить выбросы парниковых газов, а в перспективе сократить их до такого объема, который деревья, почва и океан могут переработать естественным образом. Правда, в условиях, когда лишь отдельные положения договора обязательны для исполнения, а США и вовсе из него вышли, удержать температуру в целевых рамках (+2°C к доиндустриальной эпохе) вряд ли получится.

-2

Если выбросы парниковых газов увеличатся на 30-40%, «то сработает жесткий сценарий», уверен научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд. В таком случае к 2087 году температура на Земле повыситься на 5°C, что спровоцирует ряд катаклизмов и крайне негативно скажется на социальной и экономической обстановке в мире.

Наиболее ощутимо из стран ЕАЭС пострадают «южные» – Армения, Киргизия и Казахстан (засухи, падение уровня водоемов, опустынивание), но стремительнее всего климат будет меняться в «северных» Белоруссии и России. Об этом говорят данные Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Плюсы и минусы

Если в целом на планете прошлогодние средние температуры превысили норму (т.е. среднее значение за 1981-2010 гг.) на 0,46°C, то в Белоруссии зафиксировано отклонение +1,3°C, а в России +2,02°C. Впрочем, «у нашей страны очень большая территория, и в зависимости от широты температура меняется по-разному. Главные колебания прослеживаются в северных областях, а в южных они очень малы», – подчеркивает доктор географических наук Нелла Шполянская. В среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, и «наибольшего потепления следует ожидать в Сибири и в северных регионах страны, а также в Арктике», – считают в Минприроды.

В прошлом году температура в российской Арктике превысила норму на 3,23°C, а в Якутии и Чукотке – и вовсе на 4,07°C. Закономерный итог – таяние вечной мерзлоты (60% территории РФ), что автоматически означает увеличение площади Мирового океана. Вода поглощает еще больше солнечной радиации, в результате чего она становится еще теплее, а лед тает еще быстрее,  поясняет заведующий лабораторией климатологии Института географии РАН Владимир Семенов. Если учесть высвобождение из-под вечной мерзлоты огромных (вдвое больше, чем уже есть в атмосфере) объемов парниковых газов из-за разложения находящейся там древней органики, процесс может приобрести лавинообразный характер.

«Через 20 лет в летнее время лед может полностью растаять. Это повлечет за собой инфраструктурные разрушения и эрозию арктических берегов», – уверен В. Семенов, поскольку все дороги, трубопроводы, здания построены на вечной мерзлоте. Возрастет количество природных катаклизмов (ураганы, наводнения, селевые потоки, лесные пожары, и т.д.), а значит и число человеческих жертв и затрат на восстановление разрушенных стихией объектов. Также потепление ведет к расширению ареала обитания различных вредителей и паразитов, что несет серьезные угрозы лесному хозяйству, растениеводству и животноводству.

Эрозия почвы вследствие таяния вечной мерзлоты на Новосибирских островах
Эрозия почвы вследствие таяния вечной мерзлоты на Новосибирских островах

Жителям юга России потепление принесет распространение кишечных инфекций и повышенную смертность от участившихся волн жары и загрязнения атмосферы в результате пожаров в лесах и торфяниках. Особенно для людей старше 65 лет, которые находятся в крупных городах. На севере страны возрастет риск распространения паразитарных и инфекционных заболеваний бактериальной и вирусной природы, которые ранее были нехарактерны для этого региона, подчеркивают в Минприроды.

Впрочем, негатив от глобального потепления могут разбавить и некоторые позитивные моменты. Наиболее очевидный из них – развитие Севморпути, большая часть акватории которого находится в границах либо  территориального моря (12 морских миль), либо исключительной экономической зоны (200 мм) или континентального шельфа РФ. Благодаря таянию льдов, СМП стал доступен с июля по октябрь и лишен таких недостатков Суэцкого канала, как сомалийские пираты и очереди. Путь по нему занимает всего 23 дня, тогда как по его южному конкуренту 34 дня, что дает возможность сэкономить не только на сроках доставки груза, но и на затратах (топливо, аренда, зарплата экипажа).

На кону стоят огромные транзитные объемы. В 2017 году через южный маршрут было перевезено 1,041 млрд. тонн грузов, тогда как по северному – только 194 тыс. тонн. «Не исключаю, что через 15-20 лет Севморпуть станет привлекательней для перевозки грузов, чем сегодняшний лидер – Суэцкий канал», – считает В. Семенов, а это вывернет наизнанку всю мировую логистику и даст огромный геоэкономический эффект. Главным минусом СМП остается слабое развитие его инфраструктуры, что может привести к тяжелым последствиям в случае возникновения аварии на корабле. Впрочем, это поправимый недостаток.

Выиграет от глобального потепления и аграрная отрасль. «Будут постепенно задействованы новые площади сельхозземель, расположенных севернее», тогда как засуху на юге можно преодолеть с помощью адаптивных технологий, – пояснила директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

Влияние глобального потепления на сельское хозяйство РФ
Влияние глобального потепления на сельское хозяйство РФ

Сократится отопительный сезон, станут доступнее месторождения углеводородов на арктическом шельфе, хотя, с другой стороны, летнее потребление электроэнергии увеличится за счет затрат на охлаждение помещений, а сопутствующее потеплению усиление скорости ветра на севере страны создаст риски для буровых установок.

По прогнозам Международного валютного фонда, глобальное потепление добавит 0,8% к российскому ВВП на душу населения. Но в действительности точно предугадать баланс позитивных и негативных эффектов от изменения климата сегодня затруднительно. Так или иначе, экономика будущего не может быть грязной. «Перед Россией стоит задача остановить рост выбросов, который наблюдается с 2000 года и начать их снижать. Это будет наглядным индикатором нашего развития на основе новых технологий. А средством достижения цели является выполнение задачи на 40% снизить энергоемкость экономики», – подчеркивает руководитель программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы А. Кокорин

Наука
7 млн интересуются