Всю осень и даже часть зимы в Новой Третьяковке будет проходить масштабная ретроспектива Михаила Ларионова. В последний раз персональная экспозиция одного из основоположников русского авангарда проходила 38 лет назад. Рассказываем, как художник эпатировал публику, какую татуировку себе набил и какая женщина была в его жизни помимо Натальи Гончаровой.
— Путь к успеху Михаил Ларионов начал рано.
Третьяковская галерея приобрела первую его картину, когда художнику было всего 25 лет — настоящая удача в столь юном возрасте. Ларионов учился у Серова и Левитана и трижды «вылетал» из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Поводом одного из отчислений стали картины «непристойного содержания», которые он представил на одном из смотров студенческих работ. Комиссия была возмущена, помещение с работами опечатано, а молодому художнику запретили появляться даже в столовой училища. Ларионов, правда, отчисление всерьез не воспринял. Он продолжал посещать училище, и дошло до того, что педагоги купили билет до Тирасполя и почти насильно отправили художника домой.
— Большое влияние на Ларионова оказала французская новая живопись.
Познакомиться с ней художнику удалось благодаря коллекции Сергея Щукина. Ларионову очень понравилась идея Клода Моне изобразить Руанский собор в разное время суток.
Правда, сам он вместо собора решил написать множество вариаций покосившегося сарая. В 1906 году в Париже художник побывал на выставке Поля Гогена. На таитянский цикл француза Ларионов позднее ответил своими обнаженными «Деревенскими купальщицами» (представлены в Новой Третьяковке). Полотно было написано в 1909 году и показано на первой выставке объединения «Бубновый валет». Обнаженные фигуры Ларионов «выкрасил» в нездоровый серо-сиреневый цвет с зеленым отливом, а в качестве еще одной провокации на заднем фоне изобразил свинью.
— После визита в Париж, где на Осеннем Салоне картины Ларионова произвели фурор, художник возвратился в Россию, где началась его эпоха неопримитивизма.
Лучшими учителями он провозгласил создателей вывесок. А сам обратился к изображению наивных по стилю и содержанию сцен из народной жизни. После неопримитивизма Ларионов перешел к абстракционизму. В 1912 году художник написал «Венеру и Михаила».
Богиня на полотне изображена уже абстрактно. Например, волосы Венеры никуда не ниспадают, а просто заплетены в косы и торчат в разные стороны. Ларионов написал целый цикл «Венер». Существует мнение, что серия была ответом критикам, которые призывали художника вернуться к классическому искусству.
— Отдельный раздел выставки в Новой Третьяковке посвящен «лучизму» Михаила Ларионова.
Такое название получила предложенная художником в 1912 году новая художественная концепция. «Для фиксации того, что есть, изобретен фотоаппарат», — заявил Ларионов. И призвал к изображению не предметов, а лучей, которые они отражают. Художник утверждал, что все люди и все вещи испускают определенную лучистую энергию. И мечтал, что когда-нибудь изобретут улавливающий эти лучи прибор, с помощью которого можно будет измерить количество любви, которое испытывает к тебе человек.
— В художественной среде Михаил Ларионов слыл бунтарем и хулиганом.
Так, художник написал «Манифест к женщине», в котором призвал дам обнажать грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Именно Ларионов был изобретателем того, что сегодня называют боди-артом. Несмотря на пикантность предложения, желающие выстроились к нему в очередь. А позже за женщинами подтянулись и мужчины. В 1913 году в «Московской газете» Ларионов предложил им следующее: «Отрешиться от крахмального белья, носить мягкое. Брюки летом короткие до колен. Открытые ноги татуируются. Ботинки из мягкой кожи, летом — сандалии на босу ногу». А в довершение образа — носить один ус и половину бороды. У самого Ларионова была татуировка. На левой руке он вывел дату — 22 мая 1881 года — день своего рождения в родном Тирасполе.
— Еще один раздел выставки в Новой Третьяковке посвящен театральному периоду Михаила Ларионова.
В 1914 году по приглашению Сергея Дягилева художник вместе с Натальей Гончаровой поехал в Париж, где стал сотрудничать с «Русскими сезонами». Ларионов тогда еще не знал, что больше никогда не вернется в Россию. Художник создал декорации для спектаклей, а позднее проявил себя как сценограф, сценарист и даже как сопостановщик-хореограф.
— С Натальей Гончаровой Ларионов познакомился еще в годы учебы в училище, и она стала его спутницей и соратницей на всю жизнь.
Правда, на протяжении 30 лет у художника была еще и любовница — Александра Томилина. Ее квартира находилась в том же доме, этажом ниже, а ее существование для Натальи Гончаровой не было секретом. Гончарова скончалась в 1962 году, и Ларионов женился на Томилиной. Именно она позднее вернула работы художника в Россию. В своем завещании Томилина просила похоронить ее в одной могиле с Ларионовым и Гончаровой, что и было сделано.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!
В лондонской галерее зажгли огромную свечу в виде бывшей жены миллиардера Романа Абрамовича Даши Жуковой. Вспоминаем, какие еще существовали саморазрушающиеся произведения искусства здесь.
Все, что нужно знать про «голубой» и «розовый» периоды Пикассо — здесь.