В Сети довольно часто встречаются тексты о средневековой медицине. В них очень много деталей: истории про кровопускание, устройство медицинских факультетов, сложности с анатомированием трупов и лепрозории. К этому всему хочется добавить пару слов о том, какой была сама парадигма врачевания в те времена.
По большому счету медицинские знания европейцы позаимствовали от Античности, именно поэтому Гиппократа считали отцом медицины, а учились по Галену (надо сказать, содержащему довольно специфические ошибки). Однако античная медицина основывается на гуморальной теории – теории, опирающейся на символические и качественные характеристики. Современный тип медицинского знания, опирающийся на количественные измерения, точные анализы и эксперимент, возникнет только в период позднего Средневековья. И как ни странно одной из причин смены парадигм (помимо эпидемий, войн и развития естествознания) станет регулярная потеря медицинских знаний, происходившая от Темных веков и до кризиса XIV века.
Что собой представляет медицина качества или гуморальная теория? Это то, что мы часто называем «традиционной медициной». Как теория и практика – это сложное целое, увязанное символически и ассоциативно с несколькими базовыми элементами. Ближайшими аналогами античной и средневековой медицины можно назвать Аюрведу или тибетскую традиционную медицину, с тем лишь отличием, что для первых существует четыре начала (4 гумора: кровь, желчь, слизь, черная желчь), а для других – всего три (вата, кафа, питта/ветер, слизь, желчь). Каждая субстанция имеет свои характеристики (влажность, холод, землистость, огненность и т.д.), символически связывающие их как с конкретными внешними проявлениями (выделение мокроты, сухой язык и т.п.), так и с мировым порядком (стихии, планеты, созвездия, астрологические дома, числа, цвета и т.д.).
В силу этого диагностика средневековым врачом делается на глазок, но все-таки по определенным правилам. В работе диагноста оказываются важны не только использование лабораторных средств, но и опыт врача, который подсказывает какое из внешних проявлений более «говорящее». Сама же диагностика ведется по самым разным направлениям: по пульсу, по цвету роговицы, по состоянию языка, по кожным покровам и запаху. Каждый симптом нужно было проинтерпретировать с точки зрения принадлежности к одному из гуморов, а также с позиции избытка/недостатка этого гумора в теле. Именно поэтому некоторые средневековые врачи, чтобы диагностировать диабет, пробовали мочу на вкус или смотрели привлекает ли она мух, позже кто-то догадался выпарить ее и изучить остаток. В силу такого подхода единственным системным и наукообразным объяснением для той же чумы служила астрология, объяснявшая, что воздух мог стать ядовитым из-за соединения «злых» планет.
Любопытно отметить и то, что для такой медицины главная цель - это не определить и вылечить болезнь (как сегодня), а понять свою болезнь и достичь удовлетворения от жизни. В центре такого подхода – профилактика, а хирургическое вмешательство довольно редко. Поэтому в отличие от инфекций и травм, в остальном эта медицина неплохо представляла, что делать с болезнями – чаще всего использовались диета, лекарственные травы, неинвазивные процедуры (например, водные) и, конечно, молитва.
Ориентация на достижение гармонии человека с миром предполагала, что само тело постоянно открыто внешнему. Современная научно ориентированная медицина начинается с совершенно иного представления: тело – это изолированный механизм, который подробно можно понять только через вивисекцию. При это время от времени медицину Нового времени все-таки захватывают фантазии о миазмах, флюидах и животном магнетизме – т.е. о влиянии извне. Такой медицине пришлось прокладывать долгий путь обратно: к пониманию воздействия среды, образа жизни и даже мыслей человека. Что собственно происходит и по сей день.