В XVI веке испанские конкистадоры усиленно осваивали территорию Южной Америки. В этом особенно преуспел Фернандо Кортес, уничтоживший в погоне за золотом таинственную цивилизацию ацтеков. Следующей жертвой завоевателей стали инки. На этот раз несметные богатства поманили конкистадора Франсиско Писарро, окрыленного успехом своего троюродного брата Кортеса.
Конкистадор-авантюрист
Писарро задумал узурпировать земли инков (территории современных Чили, Перу, Боливии и Эквадора). Конкистадор заручился поддержкой короля Испании, а также императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга и в 1532 году с войском прибыл на побережье Южной Америки.
Это была уже не первая экспедиция Франсиско Писарро в Перу, однако на этот раз он был настроен весьма решительно. Впрочем, силы армии испанского завоевателя были достаточно скромны: Писарро располагал сотней пехотинцев и несколькими десятками тяжелых конников, а из огнестрельного оружия у него было 4 пушки и 12 аркебуз. Однако Писарро сумел привлечь на свою сторону воинов некоторых местных племен, недовольных владычеством инков. В итоге конкистадор покорил несколько городов и, продвинувшись вглубь материка, остановился в Кахамарке. Дальнейший путь ему преграждала огромная армия инков.
Вождь инков
В империи инков в это время только-только окончилась гражданская война. Власть захватил правитель Атауальпа, одолевший своего конкурента и сводного брата Уаскара.
Вождь инков возглавлял 80-тысячную армию, что при желании позволяло задавить испанцев числом, однако нападать не спешил. Он стал лагерем неподалеку от стен Кахамарка, а дабы отрезать Писарро все пути к отступлению, отправил своего военачальника Руминьяви с отрядом в обход.
Атауальпа не то чтобы боялся испанцев, но, как и все местные жители, был удивлен невероятной силой огнестрельного оружия и диковинными ездовыми животными, поскольку в Южной Америке доселе не видели ни пушек, ни лошадей. Правитель инков присматривался к незваным гостям и ожидал развития событий.
Коварный план
Отряд Франсиско Писарро оказался в крайне щекотливом положении. Испанцы были фактически заперты в городе, а путь назад был отрезан. Кроме того, попытку к бегству инки восприняли бы как проявление слабости и без сомнения нанесли удар. Но и об открытом сражении со значительно превосходящей армией противника речи быть не могло: несмотря на металлические латы, огнестрельное оружие и коней, враг мог легко взять испанцев числом.
Долго тянуть с решением испанцам было нельзя, следовало действовать. Ареол «сверхъестественной силы», окутывающий европейцев в глазах аборигенов, мог развеяться в любой момент. Тогда Писарро придумал коварный план. Он решил пригласить Атауальпу для переговоров в Кахамарку, а когда тот явится — напасть и захватить его в плен.
В надежде договориться
Вождь инков, то ли по наивности, то ли понадеявшись на численное превосходство своего войска, согласился прибыть с визитом. 16 ноября 1532 года пышная процессия Атауальпы вошла в Кахамарку. Вождя сопровождали военачальники и около 7 тысяч воинов. Для демонстрации мирных намерений почти все инки явились без оружия.
В городе их уже ждали. Вокруг центральной площади, где было назначено рандеву, прятались испанские солдаты. Конница заняла позиции на узких прилегающих улицах, а в зданиях, выходящих окнами на площадь, разместились пушки, стрелки и пехота.
Атауальпа, которого торжественно несли на носилках слуги, в окружении своих воинов беспрепятственно достиг центра города и остановился. Навстречу правителю инков вышел священник Винсенте Валверде с переводчиками. Он провозгласил, что действует от имени Бога и короля Карла V, и потребовал от Атауальпа признать власть Испании, а также принять католичество. Предводитель инков с негодованием отказался.
«Битва» при Кахамарке
Историки расходятся во мнениях, что стало поводом для нападения. По одной версии Атауальпа бросил на землю врученную ему Библию, по другой — испанцы отказались отпить из предложенной инками «чаши мира», что привело в ярость вождя. Так или иначе, Писарро подал сигнал к атаке.
То, что произошло далее, больше напоминало не сражение, а резню. Первыми по толпе инков выстрелили пушки и аркебузы. Вслед за ними в ряды инков врезалась закованная в тяжелые латы конница. Испанская сталь с легкостью справлялась с безоружными, облаченными лишь в кожу и ткань, аборигенами.
Согласно оговоренному заранее плану, главной целью Писарро был предводитель инков. Телохранители вождя мужественно сражались, прикрывая его собой, но когда последний из них был убит, Атауальпа попал в плен.
Не доверяй врагу
Остальные инки, обескураженные тяжелой конницей и оглушенные залпами огнестрельного оружия, в панике бежали. Большинство из них погибли или попали в плен, а те, которым удалось спасти, добрались до лагеря и принесли основному войску весть о сокрушительном разгроме и пленении вождя. Вероятно, плохие новости полностью деморализовали армию инков, поскольку попыток штурмовать Кахамарку и отбить Атауальпу не последовало.
Сам же вождь инков пытался спасти свою жизнь, пообещав Писарро заполнить золотом всю камеру, в которой его держали, и еще добавить серебра. Однако он напрасно договаривался с коварным врагом. Несмотря на выплату колоссального выкупа, составившего около 6 тонн золота и более 10 тонн серебра, 26 июля 1533 года Атауальпа был обвинен испанцами в подготовке восстания и казнен. Путь к дальнейшему завоеванию континента испанцам был открыт, правда разграбление инков счастья испанцам так и не принесло: золото, привезённое в Европу, вызвало небывалую инфляцию и было растрачено впустую.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Как лунное затмение спасло Колумба
Последняя битва Магеллана — как погиб легендарный путешественник