Найти в Дзене
Societé Turbo

Формула-1 Страны Советов.

Оглавление

Начало

ГА-22 Валерия Шахвердова - Чемпион СССР в классе Формула-1 1960 года.
ГА-22 Валерия Шахвердова - Чемпион СССР в классе Формула-1 1960 года.

С оттепелью в СССР пришли интересные процессы, затрагивающие мирную жизнь граждан. Например в 1960 году прошёл первый чемпионат Союза по шоссейно-кольцевым гонкам в классе Формула-1(!). Спортивные организации, пользуясь послаблением, копировали регламенты соревнований мирового уровня, в попытке подтянуть наш сильно отстающий автоспорт. Название не сотворило мгновенного чуда, но адекватные формулировки правил и повышение статуса смогли привлечь сильные организации, среди которых были клубы ДОСААФ, и стимулировать МЗМА разрабатывать новые заводские машины с открытыми колёсами.

Cooper-Climax T51 из Мирового Чемпионата
Cooper-Climax T51 из Мирового Чемпионата

В 1960 году Чемпионат мира в классе Формула-1 выйграл Джек Бребэм на автомобиле Cooper-Climax. Многие считают это время - золотой эрой мирового автоспорта, ведь одно перечисление имен гонщиков на мировых трассах способно привести в благоговейный трепет: Джим Кларк, Джон Сёртиз, Брюс Макларен, Фил Хилл, Морис Трентиньян, Вольфганг Фон Трипс, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл...

А у нас были свои герои - Валерий Шахвердов на сконструированной лично им машине ГА-22 и Людвиг Кырге на "Старом Томасе". Наш Чемпионат СССР 1960 года был двухэтапным. Гонки проходили в Ленинграде, на Невском Кольце, и в Таллине. По западному примеру гонки имели статус Больших призов этих двух городов.

Как часто бывает, добрая инициатива рубится, не успев набрать обороты. В 1961 и 1962 гонки в классе Формула-1 не проводились. Название заменили на более подходящее - "Свободная формула", что действительно лучше соответствовало истине.

Эра Москвичей

Но гордое имя "Формула-1" не давало покоя гонщикам, болельщикам и спортивным чиновникам. В 1963 году название вернули, одновременно уменьшив рабочий объём с 2,5 до 1,5 литра. Таким образом старые гоночные машины с Волговскими моторами ушли в "Формулу-2", а в "Формулу-1" попали бывшие "Юниоры" с двигателями от Москвича, к которым добавился новый заводской автомобиль с открытыми колёсами - Москвич-Г4.

Москвич-Г4
Москвич-Г4

Москвич-Г4 - один из лучших гоночных автомобилей, когда-либо построенных в СССР. Он достоин отдельного рассказа, мы обязательно посвятим ему статью в скором времени. В 1963 году он привёз к чемпионству Юрия Чвирова.

МЗМА сильно поднял уровень нашей Формулы-1, участвуя "по полной программе" с настоящей заводской командой, с профессиональными гонщиками на автомобилях заводской постройке , но всё же до мирового уровня было еще очень далеко. Очень не хватало государственной поддержки и, что самое главное, инициативы других автозаводов. Об этом с сожалением пишет М.Среднев в своей замечательной статье "Кольцо новое - проблемы старые". Цитирую За Рулём 10/1963:

И всё-таки строительство спортивных и гоночных автомобилей остается у нас делом кустарным с большим или меньшим участием спортивных обществ и ведомств. Поэтому-то наши "Юниоры" и не выдержали конкуренции "Вартбургов"... Мы уже не говорим о гоночных "Москвич Г-4", "Москвич Г-3" и спортивных ЗИЛ-112-С московских автозаводов - они неизменные участники чемпионатов стран. К сожалению, пока в их компании не видно машин ни с горьковского, ни с запорожского заводов.

Полукустарное состояние чемпионата и стагнация (Москвичам просто не с кем было сражаться) стала очевидной, когда в 1964 году закупленные в ГДР гоночные автомобили Melkus-Wartburg, несмотря на меньший объем двигателя (991 см3) смогли превзойти Москвичи, победив на обоих этапах. Чемпионом стал Георгий Сургучов на Melkus-Wartburg-63.

Melkus-Wartburg 63.
Melkus-Wartburg 63.

Ощутимый пинок от маленьких немецких машин заставил МЗМА модернизировать свои болиды и даже приступить к разработке новой модели. Чемпионом 1965 года стал Виктор Щавелев на Москвиче-Г4А.

В 1966 году бюрократические силы сначала вернули в Формулу-1 старые машины с Волговскими двигателями, вытеснив заводскую команду в Формулу-2 в которой было всего 3 участника (очень прозорливый и логичный метод помощи чемпионату), а затем объединив 2 класса в 1. Виктор Щавелев использовал Москвич-Г4М - автомобиль новый, но "сырой". Выйграв на 1м этапе, он сошёл на втором из-за поломки трансмиссии. Чемпионом стал Владимир Бубнов на проверенном Москвиче-Г4А.

Трагедия 1967 года, когда из-за вылетевшей в толпу Волги, погибли и были ранены зрители, чуть не поставила крест на советском автоспорте. Чемпионат 1967 года сократили. Победителем стал Евгений Павлов на самодельном "АСК". Автогонки попали во всеобщую немилость и в 1968 году соревнования в классе Формула-1 не проводились.

Перезапуск с претензией

Москвич-Г5
Москвич-Г5

К счастью в 1969 году Формула вернулась. Причём в новом качестве: по сути, это была "открытая формула", объем двигателя ограничивался 7 литрами (!). Это было сделано для того, чтобы допустить в класс машины ЗИЛ-112С, чьи двигатели в 7ми литровой ипостаси развивали до 300 л.с.

МЗМА представил совершенно новый Москвич-Г5, причём со второго этапа его двигатель стал развивать 112 л.с. Москвичи оставили неудел гонщиков на других автомобилях. А ЗИЛ-112С, ради которого затеивалась очередная перекройка регламента, вообще не оправдал надежд - в Формуле-1 он был неконкурентноспособен. В поворотах его с лёгкостью объезжали Москвичи.

ЗИЛ достиг своего успеха в 1965, когда Геннадий Жарков стал чемпионом СССР в классе Формула-5. Кстати, ЗИЛ-112С, один из самых красивых и быстрых отечественных автомобилей, не уступающий своим стилем именитому современнику - Ferrari Testarossa (1958), не является копией AC Cobra MkII, просто потому, что появился в 1962, а Кобра второго поколения в 1963.

ЗИС-112С (1962)
ЗИС-112С (1962)

Чемпионат 1969 года проходил уже на 4х трассах: " Боровая" в Минске, 2х кольцах "Бикерниеки" в Риге и на "Невском Кольце" в Ленинграде. Качество гонок выросло многократно как за счет географического расширения, так и всвязи с появлением очень серьезного конкурента Москвичам. Таллинский авторемонтный завод подготовил для заездов Первой Формулы машины "Эстония-14-Волга", которые отлично показали себя в гонках. Мадис Лайв, выйграв 2 гонки, проиграл 1 очко чемпиону Вадиму Ржечицкому на Москвиче-Г5, который все заезды закончил на подиуме.

Эстония-14-Волга
Эстония-14-Волга

Казалось, дела Чемпионата пошли в гору. Но в следующем 1970 году чемпионом СССР становится Юрий Андреев на компактном и очень шустром автомобиле европейской Формулы-3 De Sanctis-Ford 1965 года. Произошла смена фаворита - АЗЛК стал сокращать свою гоночную программу, а пелотон наполнился автомобилями из Эстонии.

Закат Первой Формулы

Загадочная Эстония-16С (или Эстония-17-Волга)
Загадочная Эстония-16С (или Эстония-17-Волга)

В 1971м наконец победил Мадис Лайв на Эстонии-14, а в 1972 и 1973 реванш взяли сильно модернизированные Москвичи модели Г5М под управлением Юрия Тереницкого и Николая Казакова соответственно. В 1974 году отличился эстонец Хенри Саарм на загадочном автомобиле Эстония-без-индекса. Некоторые источники называют его Эстония-16С, а другие - Эстония-17-Волга. 1975 год прошел под знаком болида Эстония-16М-Москвич, победителем стал Гурам Дгебуадзе из Грузии. Последним чемпионом отечественной Формулы-1 стал Владимир Греков на автомобиле Эстония-18-Жигули.

Эстония-18
Эстония-18

1977 гоночный год в Советском Союзе проходил уже без Формулы-1. Закономерная финальная победа Эстонской машины, оснащенной мощным и лёгким двигателем ВАЗ стала отличной иллюстрацией того, что наша Первая Формула исчерпала сама себя - Волговские двигатели на болидах выглядели атавистично, а других двигателей достаточного для класса объема просто не было. Получалось, что дальнейшее развитие Формулы-1 в существующем виде невозможно.

Курс на Формулу-3, как на "топовую" автоспортивную дисциплину был взят еще в 1972 году, когда регламент третьей формулы привели в соответствие с международными нормами, что сделало возможным участие советских спортсменов в международных соревнованиях серьёзного уровня. Эти соревнования назывались "Кубок Дружбы"... и это уже другая история.

-10