Ну что сложного – синенькой красочкой по кафельной плиточке. Обжёг – и лепи на... да куда угодно. Можно на фасады зданий, можно внутри. Можно просто геометрические узоры, а можно – целые панно. В Португалии это называется азулежу. Родилось несколько веков назад. Теперь считается национальным достоянием...
Уже третий век под сводами железнодорожного вокзала Сао Бенто в Порту, украшенного десятками керамических плиточек азулежу, летает дух старой монахини. Бедняжка никак не успокоится, что у нее отобрали монастырь, и портит цветные изразцы. Дело давнее, да и легенда нравится туристам. Но факт остается фактом: городским властям плитки азулежу регулярно приходится обновлять, потому что они постоянно тускнеют.
Было время, когда епископы не пускали королей Португалии на порог Порту. Так сильна была их власть, что они давали королям от силы три дня для решения всех своих дел в городе. А потом, мол, уезжайте, откуда приехали, и будьте королями в своем Лиссабоне, а мы тут и без вас разберемся, как жить. В конце концов королям это надоело, и они начали закрывать и сносить монастыри. Надо же было, действительно, как-то урезонить епископов.
Одним из последних оставался бенедиктинский монастырь, на месте которого в Порту сегодня стоит вокзал Сао Бенту. Последняя монахиня никак не могла отойти в мир иной, чтобы освободить помещение. А король был честный и обещал не трогать святыню, пока остается хоть один служитель. Покидать монастырь женщина, понятное дело, отказывалась и грозила, мол, прокляну, если тронете. Монахиня-таки почила, монастырь снесли. Стране надо было развивать железнодорожное сообщение между городами, и на этом месте решили построить вокзал, украсив его двадцатью тысячами плиточек азулежу, расписанными вручную. Но вот незадача: говорят, бело-голубые изразцы время от времени блекнут, как бы их ни обновляли. Последнюю реставрацию азулежу завершили совсем недавно. Теперь осталось ждать, что скажет дух.
Подобные керамические изразцы можно найти и в Испании, особенно в ее южной части, где было сильно арабское влияние, и в Северной Африке. Но только португальцы умудрились превратить эту технику в национальный бренд, назвали его красивым словом «азулежу» и создали единственный в мире музей азулежу, где можно увидеть все образцы от древности до современности. Хотя, конечно, любой город Португалии, даже самый маленький, вполне может считаться самостоятельным мини-музеем азулежу. Без изразцов здесь, кажется, не обходится ничто: ни железнодорожные станции, ни фасады домов, ни фонтаны, ни скамейки.
Кусочки глины, покрытые глазурью, используются в Португалии с XIII века и сначала имели простую форму и обычные цвета. Но какая-то пара веков, и вот уже усложнились узоры, чувствуется испано-мавританское влияние. А еще через некоторое время стали изысканнее композиции, которые идеально вписывались в архитектуру. Ну а потом, как известно, пришли голландцы с их овощами-фруктами, животными и бело-голубой гаммой.
Как и во всех других сферах, португальцы адаптировали заимствования под собственные вкусы и вместо овощей-фруктов стали делать из азулежу масштабные сюжетные панно на исторические и религиозные темы. Так что уже в XVI веке в Лиссабоне потихоньку началась эпоха «азулежной» промышленности. А поскольку профессиональных художников для росписи азулежу никто не готовил, они были самоучками, то и образцы их творчества часто носили характер наивного искусства.
Португальским священнослужителям очень понравилось, как испанцы начали украшать изразцами алтари в церквях. Конечно же, они стали делать так же, но на свой манер. А когда увидели азиатский и индийский текстиль с птицами и своеобразным растительным орнаментом, включили в «дизайн» своих азулежу и это. Ну а где индийский текстиль, там недалеко и китайский фарфор. Между прочим, в Европу его завезли именно португальцы. Так что им сам китайский бог велел пользоваться этой идеей.
Португальские изразцы оценили в других странах. Спрос на них начал расти, а с ним и производство. Панно из азулежу заказывали для дворцов, церквей, монастырей.
Но и в современности искусство азулежу не потерялось. Поэтому когда пришла пора XX века с его экспериментами, художникам ничего не мешало использовать материал для какого-нибудь сюрреалистического или модернистского полотна. В веке XXI на азулежу как на национальном бренде неплохо зарабатывают торговцы сувенирами. Нет такого магазина или лавки на туристическом маршруте, где нельзя было бы найти маленькие квадратики с росписью «под азулежу».
Встречаются и такие, которые могут считаться полноценными образцами этой техники, созданные по всем правилам. Но стоят они не пару-тройку евро, как «турпродукт», а десятки и даже сотни евро. Ну а то, что продают туристам, – обычный масс-маркет с фабричной печатью на маленьком керамическом квадратике, залакированном под глазурь. Хотя, конечно, увезти с собой кусочек азулежу приятно даже в таком виде.
У нас будет еще много интересного. Подписывайтесь на канал Русский следопыт, ставьте лайки