Найти в Дзене

Аля Пашкина об осознанности в искусстве. Часть 1

«Осознанность в искусстве» - тема интервью с Алей Пашкиной в рамках программы Public Talk #TheMindfulSpace центра медитации Mind Up о том, как сочетаются эти два направления и сочетаются ли вообще; как их можно совмещать, преподносить другим людям и что в итоге из всего этого может получиться. Интервью провела - Evgeniya Sh.

Аля Пашкина - режиссер, художник, куратор выставок, практик йоги, медитации випассана, ведущая медитаций и художественных проектов и участница курса подготовки преподавателей практик осознанности Виктора Ширяева.

MindUp: Аля, когда ты была в гостях на #PROприсутствие в прошлый раз, ты сказала, что можешь назвать себя художником в широком смысле. А чем конкретно ты занимаешься?

Аля: Если говорить про настоящий момент, то я занимаюсь живописью, рисую картины. Можно, наверное, назвать их абстракцией. Где-то видны пейзажи. Также я сейчас провожу занятия “Созерцание – рисунок”, где я совмещаю свою любовь к медитации со своей любовью к искусству. Также в настоящий момент я работаю вместе с моим другом над своим проектом. Мы создаем пространство, где будет разворачиваться некое действие, в котором мы будем главными участниками. Также будут другие участники, которые смогут прийти, погрузиться в атмосферу медитации. Созерцание будет там как элемент. Также будет элемент разворачивания своего процесса каждым участником в виде некоего «эстетического высказывания». Такого может быть даже не существует. Похожие формы кто-то делает в мире и даже у нас в стране. Но мы ищем что-то совершенно свое и поэтому, наверное, мой главный интерес в том, чтобы не делать что-то, что уже есть, а попробовать, как будто с чистого листа, выражать какой-то свой внутренний творческий жар, посыл, чтобы это было аутентично. Но о том, что это будет слишком аутентично, я только мечтаю, потому что даже в галерее, где мы будем проводить это действие, оказалось, что уже есть люди, которые занимаются чем-то похожим. Я вижу, что мысли, которые приходят к каким-то конкретным людям, эти художественные идеи, они витают в воздухе. Это идея о включенности в настоящий момент. Это идея, чтобы были не просто зрители, а участники. Чтобы это было не просто как кино, которое можно посмотреть, уйти и дальше жить своей жизнью. Чтобы это было может быть для кого-то трансформирующим процессом. Эти идеи присутствуют, они есть у многих и мне кажется, что мы просто на одной волне с этой тенденцией, которая есть, в том числе в искусстве сейчас, но она только зарождается. Пока что явно непонятно, о чем мы говорим. Есть название – «Созерцание в искусстве», - но что это значит, пока не очень понятно. Многие пытаются в этом разобраться.

MindUp: Расскажи, с чего это началось? Как к тебе в голову пришла идея «замиксовать» созерцание и искусство?

Аля: Когда ты спросила, с чего всё это началось, меня сразу откатило куда-то туда, с чего всё это начиналось у меня. Я вспомнила момент, как я начала заниматься выставками - это был проект «Спираль Вселенной. Созерцание космоса». Это такие мини-фестивали, которые я организовывала 4-5 лет назад. Уже тогда у меня было желание объединить основные сферы интересов, которые есть в моей жизни – это, конечно же, искусство и исследование жизни в самом широком смысле. Это был период активного изучения интегрального подхода и созерцательной практики. Я пробовала как-то совмещать это, но в тот момент просто как куратор. Собирала художников, музыкантов, лекторов и была таким режиссером-архитектором этого пространства, где совмещаются эти части. Сейчас всё это переросло в такую потребность уже, наверное, личного высказывания – того, что я могу делать сама. Это происходит само собой, потому что это то, чем наполнена моя жизнь – я занимаюсь созерцательными практиками, чувствую состояния, которые с этим приходят и мне очень нравится это искусство. Когда было предыдущее наше интервью, я назвала себя художником. Конечно, это громко сказано, что я художник, но мне кажется, что даже эта потребность исследовать себя и мир с помощью искусства – это задача художника. Каждого человека можно назвать художником, каждый как-то по-своему выражается. И мой акт высказывания – он как раз сейчас происходит в форме соединения этих областей в одно. Как это будет разворачиваться – наверное, очень по-разному. Когда я провожу занятия, например, одновременно с медитацией и рисунком, я вижу, что кому-то очень легко даются медитативные состояния и практики, но совершенно нет интереса к рисованию или есть идеи, что что-то не получится, хотя это всего лишь идеи. Тогда можно из медитации переходить к рисованию, строго в эту сторону. А кому-то удобнее в другую сторону. У художника Максима, с которым мы работаем, есть проект. Он ничего не знает о практиках в том смысле, как мы это называем. Он не называет это никаким медитативным состоянием, но 100%-но с ним это происходит в обратном направлении – из процесса рисования, творения, он впадает в эти состояния и это 100%-но получается. И мы вот так вот с ним объединились – я знаю, как из медитации творить, а он знает, как из процесса творения впадать в эти состояние. И мы смотрим, а можно ли кому-то другому это показать. Потому что у меня есть этот путь открытый, у него свой путь. Мы смотрим, можно ли кого-то другого вовлечь, может ли это быть кому-то интересно. И этот вопрос остается открытым. Может быть научить этому невозможно, но мы просто создаем атмосферу, где делаем всё возможное, чтобы это происходило. Это часть метода - открытость процесса, открытость к новому, к трансформации. Понятно, что у нас есть основа, мы понимаем, что мы делаем. Но сама эта энергия зарождения и несения новых моментов, процессов – практически самая главная составляющая самого процесса.

MindUp: Как эти практики происходят? Что практика медитации и созерцания может менять?

Аля: Есть два пути – из творчества и обратно. Из того, что мы уже сделали и делаем, попадать в эти медитативные состояния. Если говорить о первом варианте – из медитации в творчество – то это очень просто, потому что базового созерцательного состояния (это может быть даже просто прогулка по лесу, в парке на природе, или просто сидеть пить чай, внимательно наблюдая за изменениями вкусовых ощущений, красотой чашечки) – достаточно для доступа к некоему более спокойному состоянию ума. Он является чуть ли не единственным и самым продуктивным состоянием для творчества потому что, чтобы создать что-то новое, нужно сделать это с чистого листа. Конечно, можно делать что-то на ходу или использовать какой-то предыдущий опыт, но созерцательные практики открывают какое-то «пространство неизвестности» – белый чистый лист, из которого уже что-то в любом случае рождается. Из состояния покоя, если в нем пребывать какое-то время обязательно рождается какой-то душевный импульс, какая-то идея, придумка, желание что-то воплотить. Это может быть не обязательно рисунок. Я это состояние покоя и тишины ума использую как состояние для творческого процесса, то, откуда можно черпать энергию и вдохновение. Что касается обратного направления – это также безусловно работает. Может быть не все это замечают, но для этого нужно немного внимательности, чтобы увидеть, как это работает. Я поеду где-то через неделю в Лесные Открытые Мастерские – это такое пространство, где будет много разных работ – будем лепить из глины, пилить, рисовать. Моя задача будет в том, чтобы рассказать и показать, что все эти действия можно делать внимательно и, если мы начинаем обращать внимание не на то, что бурлит в голове, но и уделять внимание ощущениям тела, например, контакту рук с предметами, которые мы делаем, создаем, то это очень простой механизм попасть в медитацию, не делая никаких специальных практик. Люди, которые не понимают или боятся того, что такое медитация, могут просто делать какую-то механическую работу и это уже медитация, это уже практика, если сосредотачиваться на этом. Если сосредотачиваться на своих ощущениях, открывается возможность избавиться от всего лишнего, что присуще людям – от переживаний, которые происходят в уме, от переживаний о прошлом и будущем. Для этого достаточно просто что-то делать руками. Кто-то может не обращает на это внимание. Моя роль просто показать, что это такая своеобразная дверь, через которую можно входить в медитативное состояние, в спокойствие ума. Это такая база, такой минимум. Эта возможность открывается через любой ручной труд. А что касается пиковых переживаний, то я думаю, что глубокие состояния, которые доступны практикующему во время медитации, доступны и здесь. Об этом я как раз упоминала в нашем предыдущем интервью, - о состояниях, которые произошли со мной во время випассаны, когда я поняла, что нет того «я», которое бы что-то понимало, были вокруг только деревья, птички, черника. Такое состояние растворения – естественное состояние, когда всё внимание является каким-то объектом, на которое направлено, когда нет «болтанки» о том, что я сейчас что-то делаю. 100%-но такие состояния доступны художнику в процессе творения. Когда он не думает, теряется ощущение времени, пространства, ощущение себя как личности какого-то возраста. Есть только сам процесс. Наверное, это не всем доступный опыт через рисунок. Наверное, есть люди, у которых есть к этому склонность, есть небольшое количество каких-то гениев, которые через это состояние творят. Я вот дерзаю на то, чтобы говорить об этом и показывать, как это происходит со мной, и кто-то может быть заразится этой идеей, состоянием. Моя задача давать опять же некие условия, атмосферу, практики, инструменты для того, чтобы человек получил этот опыт сам.

MindUp: Ты неоднократно испытывала, и я думаю, что многие, кто практикуют медитацию присутствия, расслабления и осознавания, замечают в какой-то момент, что появляются разные идеи. Но у меня такой опыт, что если у меня возникает идея, то она меня захватывает и в этот момент я не помню, например, что мне не надо следовать за идеями. То есть идея пришла и, если я начинаю ее обдумывать я уже забываю про присутствие, про осознанность и я целиком туда ухожу. А как это с творчеством связано или это вообще как-то по-другому происходит?

Аля: Что касается именно идеи, которая может возникнуть в медитации, обычно, когда мы медитируем, то задачи нет запоминать идеи – надо их наоборот, как бы «отметать» и придерживаться той практики, которую мы совершаем. Если задача не стоит в том, чтобы «напрактиковать» идею. В том, что касается конкретного занятия – тут всё намного проще, потому что у нас есть конкретные инструменты. Ну, скажем, лист бумаги и карандаши и из этого состояния, которое приходит, понятно, что делать – надо брать карандаш и рисовать. То есть нет такого момента, что можно забыться и в эту идею «улететь». И по мере рисования я продолжаю давать какие-то инструкции, возвращая людей в это же состояние какими-то указателями просто, чтобы оставаться, присутствовать в этом моменте. У меня здесь опять возникает отсыл к разным видам присутствия, разным видам состояния, которые я для себя сейчас отмечаю как две категории, два варианта. Один вариант осознанности - это когда мы можем к собственным выборам быть внимательными, мы присутствуем в моменте и можем выбирать, куда направляем свое внимание сейчас. И это больше про концентрацию. Какие-то отметки в процессе рисования помогают возвращаться и осознавать, как я держу карандаш, осознавать свою позу, осознавать визуальные или тактильные ощущения, в которых я присутствую в настоящий момент. Тогда получается, что я как будто рисую всем телом, всем существом, а не только как «схлопнутый» кусочек ума. Это одна сторона. Другая сторона – про те пиковые состояния, которые, возможно, доступны художникам. Это когда человек действительно настолько захвачен этим состоянием, но не идеей, а самим состоянием, вот этой свободой вневременности присутствия, что он уже как бы не выбирает, что рисовать и, может, ему даже и не нравится что-то рисовать. Это скорее о том, что картина рисуется сама и что-то в итоге получается. Мне вот в этом интересен даже не тот факт, как красиво это получится и насколько четко, а, скорее, чтобы это было то самое состояние, когда человек смог себя отпустить, когда уже не он рисует, а просто происходит сам процесс. Это какая-то такая, скорее, процессуальная штука. Поэтому, по поводу идеи – да, можно из-за нее забыться и «схлопнуться», но если есть очень конкретные механизмы, которые из медитации прямо сейчас можно воплощать, рисовать, то просто можно уже наблюдать за этим процессом рисования. А там, если кто-то отвлекается в мысли, например, на своих занятиях я просто возвращаю людей в практику рисования.

MindUp: Вот ты говоришь про состояние потока. Но я про себя скажу, что я человек такой – большую часть своего времени я занималась интеллектуальным трудом – физика, математика, решение задач, программирование, и там тоже бывают такие состояния, когда ты забываешь обо всём, решаешь какую-то задачу и полностью этим захвачен. В такие моменты я не знаю, сколько времени, не знаю, что происходит вокруг, но мне кажется, что это скорее не осознанность, а состояние потока, о котором сейчас много где говорят. Очень модное слово – «поток». Но для меня это как раз забытье, хотя оно и приятное, потому что это может быть акт какой-то творческой деятельности, но может быть ты имеешь в виду что-то другое.

Аля: Да, я думаю, что здесь есть опасность спутать состояние неосознанности с осознанностью. Очень сложно вообще что-либо об этом говорить, потому что это прямой опыт, а не какие-то слова, которыми это можно всё называть. Здесь, я думаю, что критерием может быть понимание самим человеком для себя, в каком состоянии он находится: если в состоянии отвлечения, забытья в каком-то процессе, то это, конечно, не осознанность. И человек сам это понимает. А если есть вкус тишины ума, присутствия в моменте, вкус, который, возможно, был открыт через медитацию, то его сложно спутать с неосознанностью. Здесь работает только личная оценка самого себя, со стороны сложно это оценить.

MindUp: Ты говорила о том, что надо сосредотачиваться на ощущениях. Но чем это отличается от простой практики, когда моешь посуду и своим вниманием полностью сосредотачиваешься на ощущениях в своих руках или, когда совершаешь любое другое физическое занятие? Вы ведь всё-таки не совсем это предлагаете или просто в другом контексте?

Аля: Чем эти практики отличаются от простого мытья посуды? На каком-то уровне ничем, это та же самая практика. Также, как инструктор медитации может предложить в качестве практики базовой осознанности обращать внимание на ощущения воды во время мытья посуды, я предлагаю обращать внимание на ощущения карандаша в руках, ножа, когда вырезают ложку из дерева. Это переключает ум от размышления к ощущениям на каком-то базовом уровне. Чуть дальше может быть такое состояние, когда этот базовый уровень уже освоен, есть осознанность в теле и человек не «улетает», у него есть опора, есть, куда возвращаться. Человек может «улететь» куда-то и думать, что он в осознанности, а на самом деле просто мечтает, где-то путешествует по своим мыслям. Да, следующий момент, конечно, может быть чуть больше, чем просто практика мытья посуды, чем просто практика вырезания ложки или просто лепка из глины – дальше уже через это у каждого может раскрываться свой творческий потенциал, у каждого свой индивидуальный.

Я кстати об этом тоже подумала, когда ты начала говорить о том, что ты более такой логически мыслящий человек в связи со своей сферой деятельности или в связи со своим опытом. Для меня это тоже форма твоего внутреннего художника. Вопрос в том, чтобы как-то выражать себя – кто-то может создавать какие-то структуры, кто рисует какие-то очень четкие технические штуки. Это ведь не значит, что у всех должны быть какие-то плавные абстрактные рисунки. Эти практики осознанности могут быть доступом к своему внутреннему ресурсу, к своему пониманию, кто я есть и какие у меня могут быть собственные способы взаимодействия с миром, как я люблю выражаться и позволить себе выражаться так, как свойственно именно мне. В этом я вижу потенциал осознанности.

Интервью - Evgeniya Sh

Редактор - Анастасия Гузенко