Повседневный многослойный костюм цариц и царевен, боярынь и дворянок состоял плюс-минус из тех же предметов, что и мужской, разве что портов дамы, конечно же, не носили.
Рассказываем по порядку:
1-й слой – это нижняя и верхняя рубахи из полотна белого цвета (отсюда и само слово «бельё») со шнурком для стягивания на вороте и длинными (до 6 метров) рукавами, которые сборились (см. портрет Натальи Нарышкиной ниже), и потому защищали от холода. Верхняя рубаха надевалась поверх нижней, шилась из шёлка (красного цвета и его оттенков) и носилась с поясом.
2-й слой – это верхняя домашняя одежда, а 3-й – уличная, выходная. Представлены они одними и теми же предметами гардероба, но по-разному отделанными и утеплёнными. Телогрея, шубка, летник, опашень (или охабень) носились поверх 1-го слоя и шились из импортных тяжёлых тканей (парчи, бархата, атласа, тафты) на синих, красных, брусничных, жёлтых, алых, зелёных подкладках.
Головные уборы различались в зависимости от семейного положения. Замужние женщины волосы прятали, а девочки и девушки ходили простоволосыми (с непокрытой головой). Они носили налобную ленту (коруну), а волосы либо завивали в кудри, либо заплетали в косу и украшали накосником и лентами. Всё это, ясное дело, украшалось жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями (в том числе и изумрудами) и кружевом. Замужним женщинам с непокрытой головой можно было появляться только в кругу дам или в присутствии мужа. В остальных случаях они прятали волосы под шапочку-волосник.
Эта штука до того туго стягивала кожу головы, что на лице застывала улыбка, не менее загадочная, чем у Моны Лизы да Винчи. Поверх волосника надевали кику, к ней подвешивали височные украшения (колты или рясны).
На богомолье надевали белую фетровую шляпу с высокой тульёй и полями, а зимой – шапку. Зимние шапки с высокой тульёй тоже богато украшались жемчугом, каменьями и опушались мехом. Бывали они двух видов: треух (с тремя ушами и мехом внутрь) или каптур (шапка с круглым верхом и меховым очельем, защищавшим от стужи и ветра лоб и плечи). Поверх всего этого надевался лёгкий платок-убрус из полотна или шёлка, скреплённый булавками или «занозками».
Обувь – башмачки на высоком каблуке, чоботы – полусапожки с низким голенищем, прямым или загнутым вверх носком , а дома – ичетыги. Шилась обувь кожи, плотной или мягкой, обшивалась жемчугом, каменьями, покрывалась вышивкой; подошвы подбивались мелкими гвоздиками, а каблуки – железными скобками.
Украшения и аксессуары – это, в первую очередь, подвесные украшения, заимствованные из византийской традиции (рясны - длинные нити жемчуга, драгоценных камней и золотых подвесок в 2-4 ряда), колты, перстеньки, накладные ожерелья и запястья, браслеты.
Обязательный аксессуар девушки и замужней женщины – это богато вышитый и декорированный платок-ширинка на всякий случай жизни. У Евдокии Лукьяновны (бабушки Петра I) их было 19! Носили и шёлковые разноцветные чулки (лёгкие или тёплые – на меховой подкладке), которые покупали у иностранных купцов.
Макияж носили основательный: лицо белили, брови сурьмили, чтобы были «соболиные», щёки румянили, а губы красили помадами. В основном использовали импортную косметику или её аналоги (к примеру, свеклу, уголь), а со временем частично наладили производство в кремлёвской Аптечной палате.
Распашная телогрея – это самая популярная верхняя одежда «до пят» с рукавами ниже подола с отверстиями в проймах, куда просовывались руки (поэтому рукава или висели вдоль тела, или завязывались позади». Были летние и зимние телогреи, различавшиеся подкладкой (легкая ткань или мех).
Шубка надевалась через голову, длина доходила до пят, имелся маленький разрез на груди и одна пуговица, бывала с рукавами и без. Дома надевали на верхнюю рубаху сорочку, и в таком виде царица, к примеру, выходила к столу (столовая шубка). Праздничные шубки были распашными, кроились из бархатных венецианских тканей и украшались золотным кружевом, сверху накладывался круглый воротник-ожерелье, усыпанный жемчугом и каменьями. Такие украшения-накладки частенько передавали по наследству.
Летник отличался особым кроем рукавов. Они был точь-в-точь, как у царевны Лебедь в одноименном мультике, помните, такие широкие? Длина такого рукава равнялась 2/3 длины самого летника, а ширина рукава – её половине. Их украшали вошвами из тяжёлой парчи, а также шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими дробинками. Чтобы они держали объём и не мялись, их укрепляли рыбьим клеем.
Летняя выходная одежда – опашень или охабень – это платье на пуговицах, похожее по крою на телогрею, но более просторное. Рукава доходили до пят и имели прорези чуть ниже плеч, куда просовывали руки. К опашню пристегивался воротник-ожерелье, а зимой добавлялась меховая оторочка и пришивалась меховая подкладка.