Найти тему
Читающий котофей

Любовная драма Жуковского. Как предрассудки общества не дали сбыться счастью поэта

Известный поэт Василий Жуковский был, что называется, сомнительного происхождения. Его мать была пленная турецкая девушка, подаренная его отцу. При рождении он был записан как "незаконнорожденный сын дворовой вдовы ". Фамилию и воспитание Жуковскому дал обедневший помещик Андрей Григорьевич Жуковский. А благодаря хлопотам своих сводных родственников Василий получил дворянский титул.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)
Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

Получив образование, Жуковский стал учителем у своих племянниц, Марии и Александры Протасовых. Мария была замкнутой и тихой, Александра - оживленной и веселой. Прямо как Татьяна и Ольга Ларины у Пушкина. Двадцатипятилетний Жуковский испытывал очень нежное чувство к пятнадцатилетней Маше, в дневнике он даже спрашивал себя: "можно ли любить ребенка?". Там же он признавался, что надеется связать свою жизнь с этой девушкой. Его чувства к слышны в строках:

Младенцем быть душой;
Счастливо созревать;
Не тела красотой,
Любезностью пленять…
Быть в дружбе неизменной;
Любя, душой любить;
Супруги сан священный,
Как дар небес, хранить...
Мария Андреевна Протасова (1793-1823)
Мария Андреевна Протасова (1793-1823)

О планах дяди сделать ей предложение Маша узнала спустя три года. Она клялась матери, что кроме родственных чувств ничего к нему не испытывает. На следующий год Жуковский просит руки Марии, но ее мать холодно ему отказывает, сказав, что "по родству эта женитьба невозможна". Однако чувства Жуковского нельзя было назвать безответными. В силу своей натуры, Маша Протасова видит все "глазами поэзии", она тоже любит. Литература и жизнь переплетаются настолько, что нельзя отличить одну от другой. Юрий Лотман, известный литературовед, сравнивает историю двоих влюбленных с историей Тристана и Изольды.

Герберт Джеймс Дрейпер «Тристан и Изольда» (1901)
Герберт Джеймс Дрейпер «Тристан и Изольда» (1901)

В 1816 году Маша выходит замуж за интеллигентного человека, профессора Ивана Мойера. Он знает о чувствах своей молодой жены к Василию Жуковскому. Как писал Лотман: "Все трое благородны. Все трое страдают".

Любовь разлученных возлюбленных изливается в письмах.

Нет, Маша! я просил тебя тысячу раз: не думай обо мне, заботясь о своем счастии! Будь счастлива для себя, тогда и все мое желание исполнится. (из письма Жуковского 1815 года)
В твоем сердце ничто не пропало; еще, кажется, ты стала лучше; настоящая твоя жизнь, исполнение твоих должностей усовершенствовали тебя, и ничто не пропало в пустоте рассеяния. Читать твою книжку есть для меня оживать. И много милых теней восстает. (из письма Жуковского 1820 года)

Мария Мойер умирает в 1823 году во время тяжелых родов. Одно из лучших стихотворений Жуковского посвящается этому событию.

Ты предо мною
Стояла тихо.
Твой взор унылый
Был полон чувства.
Он мне напомнил
О милом прошлом...
Он был последний
На здешнем свете.
Ты удалилась,
Как тихий ангел;
Твоя могила,
Как рай, спокойна!
Там все земные
Воспоминанья,
Там все святые
О небе мысли.
Звезды небес,
Тихая ночь!..
(19 марта 1823)

Источники

Юрий Лотман. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-XIX века)

Елена Арсеньева. Роман в стихах и письмах о невозможном счастье

-4

Если Вам понравилась статья - подписывайтесь на Читающего котофея!Каждый день на канале выходят интересные факты, истории, рекомендации из мира литературы и чтения!

Может, у Вас есть предложения, о чем бы Вы хотели узнать? Предлагайте свои идеи в комментарии!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц