Найти тему
Площадь Свободы

Радиация в нашей жизни: надо ли носить дома шапочку из фольги

Оглавление

Можно ли облизывать дедушкины часы, не радиоактивна ли ваша походная горелка и что будет, если выпить из хрустального кубка? Спойлер: дышать опаснее всего!

В рейтинге технофобий первые три места уверенно занимают боязнь химии, радиации и ГМО. Каждая из этих голов Горыныча прогресса обросла собственными ужасами и домыслами, но радиация выглядит в глазах общества страшнее остальных. При этом мало кто понимает, чего же именно нужно бояться. Мы даже не допускаем мысли о том, что радиоактивные предметы и вещества могут запросто быть вблизи нас. И не всегда они угрожают нашему здоровью.

Косметика доктора Кюри (не того)

Впервые слово «радиация» прозвучало ближе к концу XIX века, когда супруги Пьер и Мария Кюри выделили из урановой руды химический элемент, который назвали «радий» (в переводе — «излучающий»).

В то время общество очень любило технический прогресс. «Миллионы крошечных лучей», испускаемые радием, индустрия и медицина восприняли с большим энтузиазмом. Невежественные доктора заявляли, что радиация полезна для здоровья, и вовсю использовали радий-содержащие составы в своих рецептах. Радий добавляли в зубные пасты, в ушные капли, в косметические маски, использовали в физиотерапии.

-2

На волне «радиоактивного» маркетинга сделал себе состояние доктор Альфред Кюри, который выпустил целую серию медицинской косметики и препаратов на радиевой основе. К семейству Пьера и Марии Кюри он не имел никакого отношения, но публика не обращала внимания на то, что он всего лишь однофамилец прославленных нобелиатов. Волшебная фамилия делала свое дело, и к 1930-м годам Альфред Кюри был уже очень богат.

Командирские часы и память предков

А еще из солей радия делали краску, светящуюся в темноте. Ее часто можно было встретить на стрелках и циферблатах наручных часов, компасов, да и просто на светящихся надписях и схемах. Казалось, что всё замечательно: краска светилась сама, без притока энергии.

Но через некоторое время что-то пошло не так: женщины, работавшие на фабриках, где производились радиолюминесцентные часы, начали болеть и даже умирать — массово, десятками. Оказалось, что они смачивали слюной палитры, на которых разводили люминесцентные краски, а для развлечения красили светящимся пигментом ногти и даже зубы.

В прессе тех лет этот инцидент получил название «радиевые девушки». Он иллюстрирует пословицу «Не было бы счастья, да несчастье помогло»: именно после этих событий, с 1928 года, в США начали регулировать стандарты охраны труда на опасных производствах.

Только после этого ученые и медики начали изучать влияние радиации на человека.  Тем не менее, радиевые краски использовались до 1970-х годов. Их наносили не только на циферблаты часов, но и на елочные игрушки, и на шкалы радиоприёмников.

-3

К нашему времени эти составы уже потеряли способность светиться. Поэтому если у вас есть прадедушкины часы или прабабушкино радио, проверить радиоактивность реликвии вы можете только с помощью дозиметра. Большой опасности такие предметы сейчас уже не представляют: радий распадается, испуская α-частицы (ядра атомов гелия). Длина пробега таких частиц невелика, да и энергия весьма скромная. Поэтому, стоя на почетном месте в стеклянной витрине, «память предков» не опасна, так что можете до поры до времени убрать свою шапочку из фольги.

А вот носить на руке часы, стрелки которых когда-то светились благодаря радиевым люминофорам, не стоит.

Ториевые горелки

Человек начал применять радиоактивные материалы еще до радия и до появления термина «радиоактивность». В 1828 году Йёнс Якоб Берцелиус открыл торий — еще один элемент, излучающий частицы. В конце XIX века оксид тория стали использовать для изготовления калильных решёток газовых фонарей, которыми освещали улицы. Он не плавился в факеле газовой горелки, а только раскалялся добела — за счет этого фонари и светили жителям Петербурга, Лондона, Парижа и других крупных городов.

-4

Но не спешите думать, что это было сомнительное инженерное решение вроде отравленной туники Несса, и люди, жившие на освещенных ториевыми газовыми горелками улицах годами, подвергались радиационному воздействию, рискуя своим здоровьем.

К счастью, это было не так: торий распадается, испуская все то же наименее опасное радиоактивное излучение — α-частицы. Более того, оксид тория до сих пор применяется в горелках походных плиток, работающих от небольших газовых баллонов. Такие горелки абсолютно безопасны, если, конечно, их не облизывать или не размалывать в порошок, а потом вдыхать его.

Если вам все-таки не по себе от перспективы находиться рядом с диоксидом радиоактивного тория, покупая туристическое снаряжение, обращайте внимание на маркировку «thorium free».

Урановый хрусталь

В конце XIX — начале XX века производители стекла изготавливали особый «урановый хрусталь»: к смеси для выплавки стекла добавлялись соединения урана. Днем ваза из уранового хрусталя выглядела желтовато-зелёной, а вот при облучении ультрафиолетом начинала светиться ярко-зеленым светом. Урана в стекло добавляли немного, посуда из уранового хрусталя была не опаснее, чем из обычного — того, который со свинцом. Есть и пить из такой посуды можно, а вот долго хранить в ней пищу не стоит.  

-5

Сегодня урановый хрусталь вам вряд ли сможет повредить, даже если вы очень захотите. С 1943 года уран стал стратегическим сырьем, на такую ерунду как посуда, тратить его было запрещено. К 1958 году стало понятно, что красивое стекло можно сделать и из обедненного (не использующегося для получения атомной энергии) урана. Но к этому времени популярность уранового хрусталя упала, а радиофобия набрала силу. Поэтому урановый хрусталь больше не производится, а изделия из него остались только в музеях и частных коллекциях.

Единственное, чем он может быть опасен — ситуацией, когда его обработанные кусочки входят в состав браслета или бус: при длительном контакте светящейся радикально-зелёным цветом «стекляшки» с кожей поток α-частиц может вызвать радиационный ожог.

Америций в датчиках задымления

Все химические элементы, полученные искусственным путем, радиоактивны. Единственный среди таких «элементов из пробирки», который можно найти в нашем доме или офисе, — америций, элемент №95.

Немного теории. По закону больших чисел, в воде и воздухе наших квартир могут находиться ничтожные количества атомов плутония и других искусственных элементов, попавшие в окружающую среду во время ядерных испытаний. Но надо понимать, что фраза «в водопроводной воде обнаружены соли урана» абсолютно не эквивалентна фразе «в водопроводной воде соли урана обнаружены в опасной для человека концентрации». К опасности относится только вторая фраза. Первая скорее говорит о совершенстве современных аналитических приборов, которые могут обнаружить несколько атомов вещества в сотне литров воды.

Так вот, америций — единственный радиоактивный изотоп, изделие с которым можно купить в строительном магазине — и таким образом снизить опасность помещения!

Датчики задымления обязательно должны быть установлены в офисах, гостиницах, магазинах и кинотеатрах. Некоторые из них изготовлены на основе америция. Как это работает?

В индикаторной камере датчика заключены 0.3 микрограмма оксида америция, который испускает поток α-частиц. Этот поток ионизирует воздух, и между электродами детектора начинает протекать электрический ток. А теперь внимание, следим за руками, то есть за дымом. Если в воздухе появляются аэрозольные частицы дыма, они поглощают α-частицы, ионизация воздуха в камере прекращается, электрическая цепь в детекторе размыкается, и подается сигнал тревоги.

Америциевые датчики очень чувствительны: они реагируют на самые низкие концентрации дыма в воздухе, когда более дешевые оптические датчики еще даже не подозревают о подгоревшей каше или зажженной сигарете.

-6

При этом испускаемые америцием частицы не выходят за пределы кожуха устройства, и, если не разбирать датчик и не глотать расположенный внутри него радиоактивный образец, он абсолютно безопасен сам, да еще и бережет вас от пожара. Так что шапочка вам не нужна и в этом случае.

Для справки, один грамм оксида америция, который применяют в датчиках задымления, стоит около 1500 долларов США, а грамм золота — 30 долларов.

Почему нужно бояться радона?

А вот этого элемента действительно стоит бояться, и он точно есть в вашем доме — вопрос лишь, в каком количестве. Впервые о проблеме газообразного радона в нашем жилье заговорили в 1984 году в США. Работник атомной электростанции взял с работы дозиметр и решил проверить, на каком участке его пути с работы домой уровень радиации максимальный. Оказалось, что самый неприятный сюрприз ждал его дома: радиоактивный фон в плохо проветриваемом подвале его дома был аномально высок — и всё из-за радона.

Радон — инертный газ. Он постоянно попадает в воздух прямо из земли в любом месте нашей планеты. Особенно интенсивно это происходит там, где на поверхность выходят граниты и сланцы. В этих минералах всегда есть немного урана. Он распадается с образованием радия, а тот, в свою очередь, оставляет после себя радон. Этот инертный газ легко покидает кристаллическую решётку «родительского» минерала и попадает в подземные воды и в воздух. Период его полураспада составляет три дня.

Сам по себе радон для человека не страшен: он ни с чем не реагирует и распадается за три дня. А вот продукты его полураспада — радиоактивные изотопы полония и свинца — могут надолго осесть в наших легких. Считается, что длительное вдыхание радона — вторая причина заболевания раком лёгких после курения. Так что осторожнее с «радоновыми ваннами», их польза доказательной медициной так и не подтверждена, а вот вред может оказаться существенным.

-7

В большинстве случаев излучение природного радона — это «естественный риск», которого нельзя избежать, но иногда этот риск многократно возрастает. По статистике, как минимум в одной российской квартире из трех, расположенных на первом этаже, концентрация радона может быть опасной для здоровья человека. Риск возрастает, если в комнате слабая вентиляция, которая не обеспечивает нормативную скорость циркуляции воздуха. Так что почаще проверяйте вытяжку на кухне, в ванной комнате и туалете. И вообще, регулярно проветривайте квартиру: за день в воздухе и без радона накапливается немало вредного.

Так что же делать с шапочкой?

Отложите на потом. Конечно, с экранов телевизоров мы слышим столько предостережений, что впору перестать дышать, есть и двигаться. Но современная наука может развеять любые ваши страхи: важно просто подходить ко всему с умом.

Наука
7 млн интересуются