Найти в Дзене
дневник ролевика

Миф в фехтовании № 1: "веерная защита"

Оглавление

В фехтовании, как и в любом другом виде искусства или науки, есть свои мифы. Самые главные из них - это "идеальный удар", который якобы невозможно отбить, и "идеальная защита", которую якобы невозможно пробить. Кстати, в таком случае интересно, что будет, если эти два "идеала" вдруг столкнутся...))

Примечание: особенно вся эта мифология касается рубящего мечевого фехтования, которого до недавнего времени вообще толком никто не знал. Пока не появилось HEMA. Особенно его не знали авторы многочисленных фэнтези-романов, в том числе самих по себе - весьма талантливых...

Дон Румата из старого советско-германского фильма
Дон Румата из старого советско-германского фильма

Предтечи мифа

-Зачем вам подорожная, хамье? Вы же неграмотны!

(с) дон Румата Эсторский

Я могу ошибаться, но, по-моему (и как подсказывает народ), первым дали описание "веерной защиты" Стругацкие в бессмертном романе "Трудно быть богом". Посмотрим, как это у них сформулировано:

...Толпа накатилась и откатилась. На полу осталось несколько топоров, двое штурмовиков скрючились и, бережно прижимая к животам вывихнутые руки, пролезли в задние ряды. Румата в совершенстве владел веерной защитой, когда перед нападающими сплошным сверкающим занавесом крутится сталь и кажется невозможным прорваться через этот занавес.

В дальнейшем упоминания веерной защиты мечами или саблями многократно встречаются у самых разных авторов фэнтези, особенно когда надо показать невероятную крутость и превосходство главного героя. Но возможно ли такое в реальности?

Панеслася! )))
Панеслася! )))

Минутка теорфехта

Тут можно сказать следующее:

а) есть тренировочные упражнения, которые направлены на укрепления суставов - то самое раскручивание меча или сабли горизонтальной или вертикальной восьмеркой. Они же хорошо тренируют координацию и т.н. "чувство меча" в руке;

б) есть так называемая фланкировка - сугубо показушная штука, предназначенная для того, чтобы зрители ахнули и изумились. Выполняется обычно на одной или двух шашках. Несведущими людьми часто принимается за элемент боя на шашках;

в) есть "квадрат Мейера" - тренировочный комплекс для длинного меча, предназначенный для постановки удара и отработки переводов меча из одной позиции в другую. Если выполнять его быстрыми и отточенными движениями, то также смотрится невероятно красиво. И легко принимается за "веерную защиту".

Фланкировка
Фланкировка

В принципе, этот список можно продолжать... Но есть ли смысл? )

Основные принципы защиты

Если присмотреться не к девочкам, машущим шашками, а к нормальному HEMA-спаррингу, хоть на длинных мечах, хоть на "сабле Хаттона", то обнаружится, что движения подлинного боевого фехтования - очень скупые, лаконичные, но четкие. Здесь действует принцип: на каждый удар должен быть адекватный ответ. На каждый конкретный удар - либо соответствующий конкретный блок, либо уход, либо контратака.

В рубящем фехтовании все блоки - жесткие. Это аксиома. По сути своей, поставить блок - это не просто выставить клиночек, это зачастую значит сделать полноценный контрудар, отшвырнуть меч врага от себя. Мягкий блок пробивается. Блок с удержанием клинка за эфес двумя-тремя пальцами, "чтобы удобнее было крутить" - пробивается!

Это первое. Второе: из каждой позиции можно сделать четыре-пять разных рубящих ударов. Это не считая уколов и других боевых действий. Если вы - не телепат и не читаете мыслей, то вы не можете знать, как именно вас атакуют. Помните науку Матиньи? "Знание - оно мешает человеку". Имеется в виду именно ложное знание. Именно поэтому веселого кругового размахивания клинками вы никогда не увидите в реальном поединке - никто не может знать, как его ударят.

Любят казаки показуху, да...
Любят казаки показуху, да...

И третье. Румата в книге рубился с арканарскими штурмовиками, вооруженными топорами. Удар тяжелого топора вообще отбить мечом тяжело, потому что он, зараза, тяжелый! Извините за тавтологию. А уж когда на тебя прет толпа средневековых бугаев, а ты их стращаешь казацкой фланкировкой... О, кстати, о стращании )

Психологический фактор

Единственное, на что годна "веерная", или круговая защита - это запугивание. На человека с плохой фехтовальной подготовкой, без доспеха, либо просто слабого духом полосование воздуха вокруг себя, особенно двумя клинками сразу, производит неизгладимое впечатление. Действительно кажется - Стругацкие сделали правильную оговорку! - что через такую защиту не пробиться. Но увы, только кажется.

Веерная, с позволения сказать, защита легко пробивается сильным уколом, если оружием врага можно колоть. А также она без проблем проламывается сильным ударом по одной элементарной причине: тот, кто крутит клинки вокруг себя, сосредоточен именно на этом. Чтобы вращать ими, не порезав себе случайно ногу - а это весьма несложно сделать, знаете ли...) А вовсе не на том, чтобы в любой момент сблокировать удар и контратаковать! Именно поэтому во время непрерывного раскручивания, вращения мечами вокруг себя ты физически не можешь ни вложить в движение силу, ни хотя бы подставить его под удар под правильным углом.

Адепты "веерной защиты" предполагают, что выглядит исходная стойка вот так...)) "Славяно-горицкая борьба", вариант "мечевой бой", если не ошибаюсь.
Адепты "веерной защиты" предполагают, что выглядит исходная стойка вот так...)) "Славяно-горицкая борьба", вариант "мечевой бой", если не ошибаюсь.

А если клинков двое, то задача для "крутильщика" усложняется в квадрате. А вот для атакующих, наоборот, упрощается, если они не полные лохи и хоть немного умеют в фехтование. Здесь достаточно рубануть под таким углом, чтобы одним мечом тебя не достало, а второй ты заблокировал. Чем? Элементарно, Ватсон: собственным оружием, вогнанным в тело врага.

А можно сделать еще проще: первым ударом отшвырнуть раскрученный клинок, в который не вложено достаточно силы, а вторым - ну вы поняли...

Тихо-тихо бродит лихо, бродит страх шагами мниха,

Пьяный хохот душегуба не страшнее тишины.

Капитан, на что играем?.. Все в порядке: шлем надраен,

Тридцать три эсторских ведьмы завтра будут сожжены...

(с) Бран, "Арканар"