Найти тему
Неведомое прошлое

Распятие – символ Мирового Древа

Оглавление
Пачино ди Буонагвида «Древо Жизни», 1305—1310
Пачино ди Буонагвида «Древо Жизни», 1305—1310

Мировое Древо – один из самых распространённых символов на территории всего земного шара. Нет ни одного народа, в чью культуру тесно не вплелся этот образ. Но самое интересное в том, что сакральное знание о Мировом Древе хранит несколько древних тайн.

Наиболее полно понятие о Мировом Древе содержится в древнегерманской мифологии. В «Старшей Эдде» оно носит имя Иггдрасиль. Это большой ясень, который, корнями находясь в Нижнем мире, пронизывает все миры и достигает предела асов – Верхнего мира богов. И служит Мировое Древо ни чем иным, как путём из мира живых в мир мёртвых и мир богов.

А теперь самое интересное. За символом мирового древа скрывается сакральное знание древних об оси, пронизывающей всю Землю и даже всю Вселенную. В самых древних сообщениях египтян и майя, саамов и германцев содержится это послание. С веками оно трансформировалось и приобрело много черт, которые могут запутать исследователя, но пристальное изучение помогает увидеть позднейшие наслоения. Приведу некоторые из доказательств.

Где находится Мировое Древо

Обычная локализация Мирового Древа – это райский сад. Мировое Древо славян растёт на острове Буяне, и из-под его корней проистекают четыре реки с живой водой, а в его кроне гуляют солнце, месяц и ясные звёзды. Но самое чудесное сообщение хранится в одной из русских народных сказок: «...медный столб стоит, а за него привязан конь, по бокам чистые звёзды, на хвосте светит месяц, во лбу красное солнце...» Скажу сразу, что у многих народов Мировое Древо впоследствии заменено на деревянный либо другой столб. А конь, ходящий вокруг столба – это Вселенная, вращающаяся вокруг своего центра. В Библии в райском саду находится много деревьев, но отмечено из них всего два: Древо Жизни и Древо Познания Добра и Зла. Древо Жизни – и есть Мировое Древо. В Талмуде описываются его громадные размеры – чтобы обойти его вокруг понадобится 500 лет. В Библейском раю также протекают четыре реки, разделяющие рай на четыре части. У корней Иггдрасиля из мифологии германцев расположено три источника. Во всех мифологиях есть чёткая локализация Мирового Древа – посредине мира, в центре мира, в сердце мира или на пупе земли. Всё это указывает на полюса Земли, а точнее – на Северный полюс. Иногда в мифологии можно встретить даже указание на то, что в раю солнце на полгода выходит и полгода заходит.

Мировое Древо – путь в загробный мир

Хелланим "Один на Иггдрасиле"
Хелланим "Один на Иггдрасиле"

Мировое древо служит путём восхождения к небесам и нисхождения в преисподнюю. В русских сказках есть упоминания о людях, которые взбирались по дереву или лестнице на небеса и встречали там умерших родственников, а также Ясное Солнце и Светлый Месяц как человекоподобные персоналии (или древнеславянские боги). В связи с этим в большинстве мифологий мира описываются и сопутствующие Мировому Древу животные. Внизу – это обычно змеи или драконы, грызущие корни Мирового древа, а иногда – бобры. Там же живут и души мёртвых. Вверху – птицы, защищающие древо, а крона находится на Небесах, в Вальхалле. Кроме сказок, описывающих спуск-подъём людей или богов по Мировому древу, это отразилось и в шаманских обрядах Сибири. Шаманы часто камлали, взбираясь на деревья, на деревьях же хоронили и своих покойников, чтобы те достигли неба. То же было и у древних славян, отголоском чего являются домики на столбах, в которых ранее оставляли покойников или их останки после сожжения. Домики на столбах зафиксированы на территории России на кладбищах даже в XIX в.

Бог, распятый на Мировом Древе

-3

А теперь главное, о чем хотелось сказать – это о том, как Мировое Древо стало символом современного христианства в виде креста. Ещё в дохристианские времена многие боги окончили свою жизнь так же, как и Христос – их распяли на древе. Сохранились изображения распятого на кресте древнегреческого певца Орфея (за тысячу лет до Христа), а также бога Диониса. В некоторых мифах Дионис в женском обличье распят на винограде. В христианских апокрифах также есть упоминание того, что Древо Познания Добра и Зла в раю – это виноград. Древнегерманский бог-шаман Один сам повесил себя на Древо на 9 дней, чтобы обрести мудрость. Христос в Деяниях апостолов описывается как повешенный на древе. В послании апостола Павла к Галатам также говорится о том, что Христос был проклят, как «проклят всяк, висящий на древе». На основании этих сообщений и считая их более древними, чем сообщения о распятии на кресте, Свидетели Иеговы, например, отказались от почитания креста и изображают Христа привязанным к столбу. Таким образом, составители религиозных книг оставили нам сообщение о том, что боги, для того, чтобы подняться на небеса, использовали образ Мирового Древа. Ещё одним доказательством этой теории являются изображения христианского распятия в виде Мирового древа. Христос и сам говорил о себе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь». Преподобный Иоанн Кронштадский писал о том, что род человеческий – это единое великое древо Божие, корнем которого является Христос.

Таким образом, Мировое древо во всех культурах является отражением оси Земли, по которой души человеческие вслед за богами путешествуют в рай либо в преисподнюю. А образ Мирового Древа в виде реально существующих деревьев или столбов служат шаманам, богам либо святым людям для практики путешествия в загробный мир.

Икона "Древо Иессеево". Греция, XVI в.
Икона "Древо Иессеево". Греция, XVI в.