Найти тему

Маркетплэйс – постоянно расширяющаяся экосистема

Автор - Никита Трундаев
Директор по продукту IT-компании NEIRIKA
Сайт - neirika.ru

Больше материалов на сайте журнала «Оценка инвестиций»

Рынок – гипотетическое место встречи покупателя и продавца. Совместно с тенденциями современного развития рынки стали преобразовываться в новые сущности. Одной из них стал маркетплейс.

Маркетплейс – это экосистема, куда может подключиться крупный производитель товара, дистрибьютор, импортер, оптовик или мелкий производитель. Наблюдения показывают, что когда в той или иной стране появляется развитый маркетплейс, это становится стимулом для мелкого и среднего бизнеса, потому что этому сегменту, будь то продавцы или производители, сложно самостоятельно создавать какие-либо логистические инфраструктуры, заниматься платежными системами, доставлять товары и т.д. Маркетплейс же берет на себя все эти задачи. Именно поэтому на таких рынках, как Северная Америка, с развитием маркетплейсов начал расти именно средний сектор экономики. Маркетплейсы позволили производителю в каком-то конкретном маленьком городе доставить его товар буквально на следующий день в любую точку страны. Именно это начинает происходить и в России. Самые популярные маркетплейсы обросли миллионной аудиторией и занимаются продажей не только товаров, но и услуг.

Маркетплейсы делятся на открытые и закрытые. Среди общедоступных наиболее известными выступают Юла, Avito, Яндекс.Маркет. Данные ресурсы раскручены в Интернете, имеют свободный доступ для любого пользователя; в то время как закрытые маркетплейсы существуют внутри всех современных CRM-систем, программных продуктов, мобильных приложений, и доступ к ним можно получить только будучи пользователем данного сервиса или ПО.

Порядка 19% покупателей совершают покупки только с мобильных устройств. Стоит отметить, что в 2016 году их было 6%. По данным Statista, доход от мобильных продаж стабильно растет. В 2017 году он составил $550 млрд, увеличившись на 30% по сравнению с 2016 годом. Ожидается, что в 2018 году этот показатель вырастет на 20% и достигнет $670 млрд.

Главным перспективным направлением развития маркетплейсов мы видим их уход из стандартной веб-формы в социальной сети и мессенджеры. В перспективе ближайших 2 лет мы ожидаем, что пользователь начнет приобретать и продавать продукцию посредством уже ставших нам привычными социальных сетей. Любая организация или индивидуальный предприниматель может открыть свой магазин – маркетплейс на любом из популярных ресурсов. На сегодняшний день 50% социальных маркетплейсов располагается на Facebook. Instagram и YouTube стремительно догоняют, и по нашей оценке количество операций, производимых через эти сервисы, станет близким по значению.

В качестве примера: Viber запускает новые возможности для онлайн-ретейла. В мессенджере появится кнопка «каталог», которая будет перенаправлять пользователей на так называемую «клавиатуру для шоппинга». Пользователи смогут находить нужные товары и делиться ими с друзьями, не покидая Viber. Россия станет одним из первых рынков, где запустят «каталог».