Найти в Дзене

Как описывать природу в книгах

Недавно у меня спросили, какую природу я предпочитаю изображать в романах: грустную, печальную или радужную, романтическую. Ответ не так прост, как могло бы показаться. Личные предпочтения времени года или погоды автором лишь отчасти влияет на его данные им описания в книгах. И у разных авторов можно наблюдать разные решения в этом вопросе.

Некоторые авторы совсем не показывают природу (и погоду) в своих произведениях. Им бывает достаточно обозначить, что дело происходит, например, в лесу или в парке, и следом включать на полную мощь диалоги героев. И понеслось …

А другие, напротив, начинают долго и нудно описывать какие-то красивости пейзажа, подсмотренные с натуры. Может быть, из заметок, занесенных ими ранее в свою записную книжку, или с музейной картины. И тут уж нетерпеливый читатель постарается поскорее прочитать страницу, пробежав ее глазами «по диагонали». Если кто-то пропустит такое описание, то ничего не потеряет!

Как же угодить привередливому читателю? Как выбрать золотую середину – оптимальный объем и характер пейзажа, где будет происходить следующий эпизод?

А угождать никому и не надо. Собираясь описать какую-то сцену, предвосхищая порождаемое ею настроение, следует вспомнить, какое именно явление природы вызывает у вас какое-то особое чувство: печали, радости, уныния, восторга. При этом велика вероятность, что подобные явления природы и у других людей вызовут сходные чувства. Это связано с архетипами восприятия природных явлений у всех людей.

Земля и воздух, вода и огонь – первоэлементы или стихии. Эти стихии отражают наши чувства бессознательно, а значит, наиболее точно. Язык бессознательного символичен. То есть, первоэлемент будет отражать нечто большее, чем конкретную материю

Так, земля будет означать не просто сыпучую субстанцию черного цвета, а какие-то события или характеры, перекликающиеся с конкретным ее описанием. Если под ногами героя крепкий грунт, то это может отражать твердость и надежность его характера. А зыбкая топь, болота будет соотносить ситуацию с метафорой «потерять почву под ногами».

Символ воздуха, напротив, относится к области духа, фантазиям. Воду часто связывают с женской природой и, в частности, с сексуальной энергией.

Ну, а что касается огня, здесь главная разделительная черта проходит между огнем стихийным и управляемым. И так естественно, показать в книге пожар незадолго до того, как у героев разрушаться какие-то планы, рухнет надежда. Часто мы видим на экране или читаем на странице книги, как герои зажигают свечи на свидании, беседуют у камина – управляемый огонь и в книге, и в жизни знак благоприятного развития событий.

Я не стану расписывать значение всех стихий или рядовых погодных явлений, как-то дождь, снег, солнце, жара и т.п. Здесь каждый автор может сверить свои чувства в эти моменты и подсказать читателю, в каком направлении будут происходить события в книге.

Картинки природы особенно уместно давать в начале главы или всего произведения, чтобы своеобразным камертоном настроить ожидания читателей.

Приведу некоторые примеры описаний природы из своих рассказов или романов. Я писала их интуитивно, лишь позднее узнав, что двигалась я в правильном направлении.

Вот начало моего романа «Половина любви».

«Солнце светило ярко и свободно, создавая обманчивое впечатление лета. Но огненный шар висел по-осеннему низко и тревожил глаза водителей, как запретный знак светофора. Игорь опустил щиток автомобиля, спасаясь от назойливого светила, и откинулся на спинку сиденья. Опять затор! Перекресток Невского проспекта и набережной Фонтанки был привычным злом для петербургских водителей. Регулировщик пропускал поток машин вдоль проспекта и тормозил колонну автомобилей на набережной, будто хотел остановить течение реки».

Здесь я создавала картинку природы и улицы, призванную сразу обозначить характер героя и знак предстоящих событий. Что же мы видим?

Солнце светило ярко и свободно (что-то хорошее, независимое). Лето – расцвет жизни. Но эпитет «обманчивое» сразу заставляет насторожиться: это уже не вполне лето, а почти осень (как вытекает из следующего предложения). В нем также сообщается, что огненный шар солнца не просто висел «по-осеннему низко», он также напоминал запретный знак светофора. Ага! Для героя есть какие-то запреты в жизни … . И он склонен нарушать их. В следующем абзаце эта мысль уточняется уже через зарисовку уличной картинки:

«Игорь не любил пассивное ожидание. Он скосил глаза на проход для пешеходов и увидел скрытое от других автомобилистов решение. Там, где осторожные пешеходы жались к стене дома (подальше от проезжей части) наметилась легкая щель. Игорь крутанул руль своего темно-красного джипа, машина подпрыгнула, как горный козел, и въехала на тротуар. Какая–то женщина в светлом плаще испуганно отскочила в сторону, нелепо взмахнув сумкой. Поток ветра, поднятый джипом, полоснул взметнувшийся край ее одежды. Игорь обошел три или пять машин и вновь ввинтился в законный ряд автомобилистов».

И еще один отрывок (из рассказа «Мавританский газон»).

«Стремительное наступление лета заставило супругов Всеволода и Лизу, отложив дела в городе, в ближайшее воскресенье отправиться на дачу. Грядками-огородами они не занимались, но буйная растительность вокруг дома тоже требовала внимания. Еще не так давно Лиза мечтала устроить на участке мавританский газон – как бы естественную поляну, напоминающую природный луг с травами и цветами. Однако ни умения, ни времени заниматься газоном не было, на дачу супруги выбирались редко, так что сорная трава неуклонно забивала высеянные ранней весной ромашки, колокольчики и декоративные васильки. Поэтому Сева смотрел на прожекты Лизы как на блажь, и в этот приезд, как и в прошлые годы, принялся выкашивать все подряд – все, что успело нарасти к началу июня. А Лиза, подчиняясь воле мужа, крутилась у него на подхвате».

Цель данного абзаца не только обозначить начало истории, но и показать через заросший дачный участок не слишком хорошие отношения между супругами – вот почему в описание вводятся и «сорняки».

Хобби
3,2 млн интересуются