Легендарный пулемет "Максим" - гениальное изобретение американского инженера Х. С. Ма́ксима. Этот изобретатель - автор множества "инноваций" своего времени. Пулемет Максима в США не получил должной оценки, зато в России это оружие заинтересовало самого императора - Александра Третьего.
Российский самодержец лично стрелял из него 8 марта 1888 года в рамках испытаний, после чего было заказано 12 экзепляров пулемета, которые и были доставлены в столицу в мае следующего, 1889 года. Уже при правлении его сына, Николая Второго, в 1910 году в Туле было налажено производство усовершенствованных пулеметов Максима по проектам инженера Соколова. Он выпускал оружие в другом калибре и дополнил оружие станком с колесами.
Именно в этом виде Максим из американского продукта превратился в "русский народный" и стал героем фольклора и многочисленных фильмов.
Пулеметы были на вооружении и ранее, до модели Максима. Но у предшественников не было важной детали - автоматической перезарядки оружия. Именно автоматизация процесса за счет отдачи на принципе короткого хода ствола сделала пулемет Максима эффективным и прогрессивным, грозным оружием своего времени. Что и было доказано уже в период Первой Мировой войны.
Но у пулемета были и минусы. Главный - быстрый нагрев ствола в процессе стрельбы, что ухудшало стрельбу. Для охлаждения был придуман специальный кожух, наполненный водой. Всего в первоначальных моделях использовалось порядка 4 литров воды. Но и вода не может нагреваться бесконечно. При нагревании до 100 градусов по Цельсию она закипает и испаряется. Такой нагрев происходит достаточно быстро, за 200 выстрелов. Учитывая, за секунду "Максим" выстреливает около 10 раз, вода может закипеть через 20 секунд.
Для решения проблемы быстрого нагревания разрабатывались различные системы усовершенствования. Самыми известными стали расширение верха емкости для увеличения объема жидкости, способствующей охлаждению. Также такая система позволила использовать для охлаждения ствола снег вместо воды, что было эффективно в зимних условиях. В авиации было реализовано еще одно важное усовершенствование - воздушное охлаждение. За счет набегающего потока воздуха стволу не требовалась вода - эта модификация "Максима", получила название ПВ-1.