Найти тему
История моды с Марьяной С.

Ткани прошлого: "шине"

У термина "шине" есть разные значения, но одно из них - ткань с особенным, как бы размытым узором. Делали её так: на основу, натянутую на ткацком станке, наносился узор, а далее, уже в процессе ткачества, нити основы сдвигались, и получался соответствующий эффект. А само слово - от французского "Chine" - "Китай". появился даже глагол "chiner", который означал "ткать с яркими узорами".

Подобные ткани, требовавшие немалого мастерства, в XVIII веке производили в основном в Лионе, прославленном своим шёлковым ткачеством. В ту пору технология использовалась в основном для летних платьев из шёлковой тафты. Дорогих!

Такая ткань могла быть как шерстяной, так и хлопковой. Главное же - это узор. На гладкой ткани эффект шине просто не смог бы проявляться.

-2

Такая ткань могла быть изготовлена из любого сырья - шелка, шерсти, но обязательно узорчатая, только тогда проявляется эффект шине .

-3

В XIX веке этот эффектный материал сохранял свою популярность и нередко упоминался в литературе. Например, И.С. Тургенев в романе "Дым" писал: " За ним вошла княгиня в шёлковом платье шине, старого покроя".

А в романе Б.М.Маркевича "Перелом" упоминаются такие чулочки: " Она гадливо, но смеющимися глазами указывала на эту обстановку, странно противоречившую безукоризненно изящному, по последней парижской моде, утреннему туалету, в который она была облечена, начиная с атласных туфель на шелковых, chinés, чулках couleur saumon, и кончая крохотным чепцом из кружев". Чулки с переливающимися узорами, да ещё "цвета лосося" - это действительно было очень изысканно!

Правда, термин толковался уже более широко, чем раньше - так могли называть "вообще все волнистыя узорчатыя материи", не обязательно с этим сложным эффектом.

Но всё равно красиво, согласитесь!