Найти тему
Кирилл Хаит

2 роли для Маркизио в «Зените»

Прощание с футболистом, который провел в системе клуба 25 лет, было коротким: сообщение в твиттере «Ювентуса» о расторжении контракта со словами благодарности. Это говорит в пользу версии, что расставание произошло не столько из-за игровых качеств Маркизио, а из-за конфликта с тренером. Они ничего не вынесли на публику, но раздраженные посты жены Маркизио в соцсетях, где она писала о взаимном уважении и преданном доверии, намекали на конфликт. И вот теперь такое сухое прощание.

Если отвлечься от моральной стороны вопроса и посмотреть на ситуацию с точки зрения практической пользы для «Зенита», то это – хорошая новость. Потому что, если бы причина ухода была в том, что в 32 года и после тяжелой травмы Маркизио просто объективно не тянет, и ему нет места на поле, речь шла бы об игроке с очень узким функционалом. Если же причина в каком-то скрытом конфликте, то футболист, вероятно, в полном порядке.

Что он может дать «Зениту»? Есть две роли.

1. Пирло на минималках

С одной он точно справится, в каком функциональном состоянии не находился бы. Эта роль – Пирло на минималках. Плеймейкер перед обороной, футболист, который вырезает точные диагонали на фланги и при необходимости лучше всех делает забросы на таргетмена – высокого нападающего. Реджиста, как говорят в Италии.

В «Юве» Маркизио занял эту роль, когда ушел Пирло. В сезоне 2015/16 он был игроком старта, начало следующего сезона пропустил из-за тяжелой травмы (разрыв крестообразных связок, полгода ушло на восстановление), потом вернулся в основу. Он делал по 7,5 точных лонгболлов (пас на 25+метров) и больше 60 пасов за 90 минут игрового времени. По степени влияния на игру – это топ-уровень. С ролью Пирло он справился.

Летом 2017 года Аллегри перестроил команду, и необходимость в плеймейкере перед обороной отпала. Так Маркизио впервые в карьере надолго оказался на скамейке запасных.

В качестве плеймейкера перед обороной Маркизио – топ по меркам РПЛ. После смены позиции его цифры по длинным точным пасам выше, чем у Паредеса в прошлом сезоне и выше, чем у Нобоа за всю карьеру.

Итак, роль первая: плеймейкер перед обороной, который разгружает Паредеса и помогает ему справиться с прессингом.

Риск. После травмы, полученной в 2016 году, Маркизио стал хуже играть в отборе. Его чтение игры не изменилось, но он реже идет в физический контакт. Возможно, пары Маркизио – Паредес хватит для контроля центра против команд, которые ставят против «Зенита» автобус. Но против прессингующих команд этого может не хватить. Вариант решения: переход на полузащиту в три, с Маркизио перед обороной, Паредесом и Кузяевым чуть выше.

2. Бокс-ту-бокс топ-уровня

Снова нужно вернуться на несколько лет назад. До травмы крестообразных связок у Маркизио было уникальное качество: он адаптировался к любым условиям. За годы в «Ювентусе» он видел Раньери и Дешама, Феррау и Дельнери, Конте и Аллегри. У всех были разные тактические идеи. «Юве» приходил вторым с Раньери, проваливался, переживал тактическую революцию Конте, а потом Аллегри снова все менял. Маркизио – единственный (кроме Буффона) игрок «Ювентуса», который играл в Серии В, А потом пережил все эти перемены и всегда оставался игроком основы. Он начинал атакующим полузащитником, потом играл на фланге атаки, потом в центре в 4-4-2, потом у Конте был правым центральным в тройке. При Аллегри Маркизио играл бокс-ту-бокса в ромбе с Пирло в основании, Видалем и Погба. Потом он сам стал играть в роли Пирло. Адаптивность совершенно удивительная, и добивался он этого огромным профессионализмом.

Хорошая стартовая скорость, быстрая работа с мячом, агрессивная работа без мяча, отличное чтение игры и тактическая дисциплина – вот описание Маркизио до травмы 2016 года.

Допустим, он потерял стартовую скорость с возрастом и стал меньше идти в стыки после травмы. И в «Ювентусе» роль бокс-ту-бокса уже не тянул (как раз тогда Аллегри и поставил его перед обороной). Но даже если качеств Клаудио стало недостаточно, чтобы играть в основе клуба-претендента на ЛЧ и в Серии А, то для РПЛ и Лиги Европы все равно может хватить. Требования, которые предъявляются к центральному полузащитнику в Италии и ЛЧ выше, чем в ЛЕ и в России. Поэтому, даже потеряв в скорости и интенсивности, Маркизио может оказаться достаточно быстрым и интенсивным игроком, чтобы в «Зените» играть на той же позиции, что была до травмы: крайним в тройке центральных полузащитников.

Не факт, что итальянец справится с этой энергозатратной ролью: он не играл год, о его состоянии сложно судить. Но сразу исключать это нельзя: За годы карьеры его отличительным качеством был профессионализм.

Если справится, «Зенит», как сказал Каррера, будет иметь в своем распоряжении лучшую тройку полузащитников в России. Если не справится – «Зенит» как минимум получил реджисту топ-уровня. Разброс возможных вариантов: между «хорошо» и «супер».

Подписывайтесь на мой телеграм «Диего Симеонович»