Найти в Дзене
ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ

Геродот о Волге: разгадка ещё одной тайны античной географии

Статусная историческая наука уверяет, будто «отец истории» ничего не знал о величайшей реке Европы, и что первое упоминание Волги в античной литературе встречается только у Клавдия Птолемея (II в. н.э.). В это невозможно поверить.

Внимательное же прочтение «Истории» Геродота наглядно убеждает, что великий древнегреческий учёный и путешественник не только знал про Волгу, но и очень точно для своего времени её описал! А впоследствии его знания надолго оказались невостребованными и утраченными античной цивилизацией.

Геродот неплохо знал географию Каспийского моря. В отличие от Страбона, четыре столетия спустя утверждавшего, будто Каспийское море – залив Океана, Геродот был прекрасно осведомлён о том, что Каспийское море – замкнутое и не имеет связи с другими морями. Уже поэтому было бы трудно предположить, что он совсем ничего не знал о Волге (про которую не ведал Страбон).

-2

Вопрос в том, под каким названием он описал Волгу. Птолемею Волга была известна под именем Ра. У Геродота реки с таким названием нет. Но это не значит, что у него ничего нет про Волгу.

Описание Геродотом реки Аракс не оставляет сомнений в том, что под этим именем он во многих случаях описал именно Волгу, а не ту реку, которая ныне зовётся Араксом.

«Кир задумал подчинить массагетов. Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за Араксом напротив исседонов» (I, 201).

Направление течения Аракса, как и Куры, в которую он впадает (река в Закавказье, впадающая в Каспийское море, называлась античными авторами Араксом от истока Аракса до устья Куры), – широтное. Жить к востоку можно, очевидно, только от такой реки, которая течёт в меридиональном направлении, как Волга. Кроме того, к востоку от любого участка течения Аракса-Куры будет находиться Каспийское море. Локализовать исседонов в точности не представляется возможным, но Геродот размещает их где-то очень далеко на восток, дальше которых живут только мифические одноглазые люди, стерегущие золото грифы и гипербореи. Это явно не ближнее к грекам побережье Каспия и не Закавказье.

«По рассказам некоторых, Аракс больше Истра [Дуная]; другие же, напротив, считают эту реку меньше. На Араксе, как передают, много островов величиной с Лесбос… Река же Аракс берёт начало в Матиенских горах [часть Армянского либо Иранского нагорья], откуда течёт и Гинд [один из притоков Тигра]… Аракс извивается на 40 рукавов, из которых все, кроме одного, теряются в болотах и топях. В этих-то болотах, по рассказам, обитают люди, питающиеся сырой рыбой и обычно носящие одежду из тюленьих шкур. Одно-единственное устье Аракса течёт по открытой местности в Каспийское море» (I, 202).

Здесь нетрудно заметить причудливое переплетение известий о Куре и о Волге, причём некоторые могут относиться к обеим рекам в равной мере. Указания же на величину, сравнимую с Дунаем (на самом деле Волга несёт даже больше воды, чем Дунай), на множество рукавов и на крупные острова в пойме, а также на обитание там тюленей, могут относиться только к Волго-Ахтубинской пойме и к северной части Каспийского побережья около дельты Волги.

«Каспийское же море это замкнутый водоём, не связанный ни с каким другим морем… Длина его пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте – восемь дней» (I, 202-203).

Я привёл этот отрывок для того, чтобы показать, насколько хорош Геродот знал не только изолированность Каспийского моря, но и его пропорции; правда, неясно, в каком направлении, по странам света, он считал его «длину» и «ширину».

-3

Далее Геродот описывает неудачный поход персидского царя Кира против царицы массагетов Томирис. Причём для войны персам пришлось построить понтонную переправу через Аракс, а эти инженерные работы у персов упомянуты только в случае преодоления широких водных преград, каковыми были ещё только река Истр (Дунай) и пролив Геллеспонт (Дарданеллы). Из многих описаний явствует, что массагеты обитали не на узком пятачке территории нынешнего Северного Азербайджана, а на обширнейшем пространстве. Всё это совершенно определённо указывает на то, что Аракс, за которым жили массагеты, был не Курой, а Волгой.

«Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам)» (IV, 11).

Все историки помещают сако-массагетские племена в Средней Азии, а скифов до прихода в Северное Причерноморье – к востоку от Волги. Если бы скифы, вытесненные массагетами из Азии, обходили Каспийское море с юга, то им пришлось бы преодолеть не только Куру, но и множество горных хребтов, причём отнюдь не безлюдных. Наверняка такой переход был бы упомянут. Путь на запад к северу от Каспия, через низовья Волги в данном случае выглядит настолько естественным, что упоминание Аракса в данном контексте является однозначным указанием на Волгу.