Из материалов уголовного дела «О гибели туристов в районе горы Отортен» известно, что в походном саквояже Золотарева был обнаружен журнал «Крокодил» (УД т.1, л.д.16). И мало кого из исследователей трагедии перевала Дятлова посетила мысль узнать, а что же такого интересного могло быть в сатирическом издании. Почему именно «Крокодил» оказался в рюкзаке самого таинственного путника группы «Хибина».
Но ведь очень любопытно, согласитесь. Крокодил – это прозвище патриарха ядерной физики Эрнеста Резерфорда, данное ему его ближайшим другом и учеником – легендарным советским физиком Петром Капицей.
«Крокодил никогда не поворачивает назад и поэтому символизирует Резерфордовскую проницательность и его стремительное продвижение вперед», - так Капица объяснил придуманное прозвище создателя планетарной модели атома.
В один из ноябрьских дней 2016 года автор этих строк открыл читательский билет в Нижегородскую областную научную библиотеку, нашел нужный абонентский номер и позвонил в отдел периодических изданий. По телефону вежливый сотрудник архива приняла заявку на подборку журналов «Крокодил» за декабрь 1958 и январь 1959 года. Спустя два часа в читальном зале публичного учреждения трепетно перелистывал «красного крокодила с вилами». Интуиция подсказывала, что предмет моего внимания затаился в новогоднем номере сатирического вестника. Весьма любопытно, но именно этого номера не было в архивах и сусеках интернета.
У меня просто челюсть отпала, когда на девятой странице первого за 1959 год номера журнала «Крокодил» увидел цветной рисунок художника В.Горяева в номинации «Пробка» на Бродвее». Красочная иллюстрация размером в полстраницы сопровождалась протокольной аннотацией: «С большим успехом проходят в США гастроли ансамбля «Березка».
Перед моими очами начало мелькать не что иное, как… таблица фотолюминесценции урановых минералов со всеми оттенками типового свечения, адаптированная под сатирическую иллюстрацию. На дальний план своего «шпионского» шедевра художник разместил прямоугольники голубовато-зеленого цвета. Слева на иллюстрации видны прямоугольники зеленовато-желтого цвета примерно такого же размера, как и в таблице фотолюминесценции, опубликованной в книге Мелкова «Поиски урановых месторождений».
Необходимо особо отметить, что в загадочной иллюстрации журнала «Крокодил» доминировали эталоны зеленовато-желтого цвета. Напоминаю тонкое обстоятельство! Зеленовато-желтая окраска служит одним из поисковых признаков урановых руд на осадочных месторождениях озерного, речного и болотного происхождения.
Маршрут похода группы Дятлова проходил вдоль рек, болот и озер с карстовыми явлениями. Образование месторождений в карстовых полостях связывают с миграцией подземных вод, которые выщелачивали уран, ванадий и медь из окружающих осадочных пород и отлагали эти металлы в карстовых пустотах. Зеленые и желтые оттенки ванадия и меди превалировали среди буро-коричневой вкрапленности урановой черни.
Передовая статья журнала «Крокодил» начиналась словами заслуживающими внимание: «Действительно, 1959 год – это первый год нашей замечательной и грандиозной семилетки. За границей её называют семиступенчатой советской ракетой, советским мирным вызовом США и другим капиталистическим странам».
А может быть, семиступенчатую ракету за границей называли семихатовской!? На восьмой странице размещалась картинка и краткая инструкция дипломатомщику перед совещанием трех держав о прекращении испытаний ядерного оружия. Американский коллега твердил советскому атташе: «Дипломатия, дипломатией, но не забывайте: атомная бомба – это наш бизнес!».
Прошу обратить особое внимание на иллюстрацию лицевой обложки журнала. На ней изображен бравый конь в образе початка кукурузы, которого оседлал кавказский всадник из станицы Удобная с казачьими усами и с ученой степенью. На правом боку казака сумка почтальона.
Главный режиссер «перевала Дятлова» совершенно не случайно подобрал такую иллюстрацию. Сумка почтальона означала для Золотарева, что именно в этом журнале «Крокодил» находится важное известие.
Иллюстрации журнала «Крокодил» являлись условным сигналом Золотареву для выдвижения в составе комплексной научной группы студентов и выпускников Уральского политехнического института, гениально замаскированной под туристов, в творческую экспедицию в район горы Отортен через «перевал Дятлова».
В верхней части справа запечатлена цитата из речи Vip-менеджера всея USSR тов. Хрущева на декабрьском Пленуме ЦК КПСС: «Кукуруза – это тот конь, который нам нужен». Так вот, початок кукурузы на лицевой обложке «Крокодила» и початок кукурузы из каталога Росглаввитаминпрома как две капли воды. В галерее каталога только один витамин Е представлен в виде картинки, изображающей початок кукурузы. Желтый цвет початка кукурузы, согласно таблице фотолюминесценции, соответствует умеренно люминесцирующим урановым минералам.
И ещё один важный момент. Золотарев являлся хорошим знакомым Виталия Абалакова - знаменитого альпиниста. Виталий Абалаков по профессии инженер-химик, закончил Московский химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева. Следовательно, по уровню знаний, умений и практических навыков Виталий Абалаков первоначально всё-таки инженер-химик, и только по совместительству альпинист.
У Виталия Абалакова был родной брат Евгений, тоже альпинист, но по основной профессии художник, причем весьма талантливый, а по совместительству - сотрудник НКВД. Вы не поверите, но Евгений Абалаков состоял в дружеских отношениях с Виталием Горяевым, автором рисунка «Пробка на «Бродвее»…
Владимир Нагаев, автор трилогии «Период полураспада группы «Хибина». Книга опубликована на издательской платформе Ридеро.