Джесси Энкамп, популярный западный блоггер (karatebyjesse.com), в одном из своих рассуждений затронул очень интересную тему. В свойственной ему ироничной форме Энкамп доказывал, что у истоков каратэ стоят вовсе не бедные крестьяне. Предлагаем вашему вниманию рассмотрение данной темы на нашем портале. Мысли Джесси мы постараемся противопоставить другим точкам зрения и в итоге ответим на главный вопрос: кто же стоял у истоков каратэ?
Энкамп утверждает, что тотэ (а позже и каратэ) было основным общепринятым развлечением, своеобразным хобби и образом жизни аристократов и состоятельных людей. Не крестьян. Не бедных фермеров. Не угнетенных деревенских жителей, которым приходилось отчаянно бороться с японскими самураями-тиранами. Каратэ, согласно данной точке зрения, создали аристократы.
Известно, что в Японию каратэ попало с острова Окинава в конце XIX века. Окинава когда-то была центром независимого королевства Рюкю, имевшего тесные торговые связи как с Китаем, так и с Японией. В XVII веке королевство Рюкю было завоёвано самураями княжества Сацума и стало его вассалом. В настоящее время в западной литературе распространено мнение, что жители Окинавы вели постоянную партизанскую борьбу против японских захватчиков и в ходе этой борьбы создали искусство каратэ.
Кроме этого, известно, что еще во время правления короля Сё Сина (1477— 1526) на Окинаве было проведено разоружение населения. Король хотел покончить с вооруженными столкновениями между враждующими кланами и устранить возможность народных восстаний. Но в результате население оказалось беззащитным перед пиратами и разбойничьими шайками. Естественной реакцией жителей стал рост интереса к борьбе без оружия. Так родились два направления. Первое называлось «тэ», его практиковали местные аристократы и городские жители. Второе позже получило название «кобудо». Его практиковали крестьяне и рыбаки. В тэ акцент делался на бой голыми руками, в кобудо — на использовании подручных средств (весел, мотыг, серпов и прочих предметов, которые теперь называют традиционным оружием каратэ). Но в обоих случаях тренировки проводились тайно, в уединенных местах, чаще всего ночью.
Т.е. существуют данные, которые позволяют утверждать, что боевые искусства на Окинаве зарождались еще до японской оккупации. И практиковались они как среди аристократов, так и среди простого населения, среди крестьян.
Но Джесси Энкамп, как и приверженцы теории аристократического происхождения каратэ, не согласен с подобными фактами. Он приводит следующие доказательства: высокие удары ногами ката ганкаку не могли быть предназначены для того, чтобы крестьяне "пинали шлемы" самураев-наездников. Ката Кусянку Дай/Канку Дай не было разработано для борьбы крестьян с японскими воинами-ниндзя. Ката Наиханчин/Тэкки не изучалось для совершенствования боевых навыков на рисовых полях. Конечно, рыбалка, охота, земледелие и прочие составляющие крестьянской жизни не позволяли им от заката до рассвета заниматься совершенствованием собственных тел, своих боевых навыков.
В придачу Джесси добавляет список знаменитых людей, патриархов каратэ, которые были аристократами:
Мацумура Сокон (1809-1899): клан Печин. Телохранитель короля.
Сакугавы Кенга (1786-1867): клан Чикудун Печин.
Соеиши Риотоку (1772-1825): клан Ояката. Секретарь короля!
Наха Яра (1740-1812): клан Чикудун Печин.
Тауата Шинбоку (1814-1884): клан Чикудун Печин.
Суеёюши Аню (неизвестно): клан Печин.
Чикин Сейонори (1624-неизвестно): клан Ояката.
Чинен Умикана (1797-1881): клан Чикудун Печин.
Хида Канематсу (1790-1870): клан Печин.
Чинен Масанра (1842-1925): клан Чикудун Печин
Киян Чофу (неизвестно): клан Сидзоку.
Хамахига Ояката (1847 - неизвестно): клан Ояката.
и т.д...
Собственно, на этом самые веские доводы Джесси можно считать исчерпаными.
Но если вышеупомянутые "тэ" и "кобудо" действительно были развлечением лишь привелегированных окинавцев, то почему в том же кобудо использовались сельскохозяйственные орудия труда? Ведь крестьянское оружие значительно уступало по своим возможностям снаряжению воинов того времени. Маловероятно, что воин-аристократ практиковался бы именно с подобным оружием.
Не берет Энкамп во внимание и удивительный, ни с чем не сравнимый менталитет окинавцев. Несомненно, крестьянин-европеец после трудного рабочего дня не захотел бы практиковать то или иное боевое искусство. Но это не значит, что окинавские крестьяне его не практиковали. Даже скорее наоборот - есть все основания утверждать, что желание выжить, желание защитить себя и своих близких вкупе с тем самым менталитетом и обстоятельствами послужили необходимым толчком для зарождения боевого искусства.
Да, имена мастеров каратэ-крестьян не сохранились, не дошли до наших дней. Но разве это говорит о том, что каратэ создавалось исключительно аристократами? Ведь, как сказал в свое время Джордано Бруно, истина не может противоречить истине...