С конца 70-х годов прошлого века в мировом автопроме начал расти интерес к переднеприводным автомобилям. Не обошли новые тенденции и Советский Союз. Перспективный автомобиль должен был выпускаться на Волжском автозаводе, однако руководству не удалось заключить договор с фирмой FIAT, как в случае с классикой, и новое детище пришлось разрабатывать целиком своими силами.
В результате был создан весьма оригинальный и новаторский автомобиль: кузов типа хетчбэк, три двери, нетипичные для отечественных кузовов, объёмные бамперы из пластика, двери и капот для облегчения сделали алюминиевыми. В последний день 1979 года был готов первый опытный экземпляр. При проектировании автомобиля были учтены передовые идеи мирового автопрома, было выкуплено порядка 20 лицензий. К разработке приложили руку инженеры немецкого концерна «Порше».
Через пять лет была готова целая опытная партия для промышленного освоения новой модели. Рестайлинг автомобиля произошёл в 1990 году. Изменения коснулись радиаторной решётки и размеров крыльев. Первые «восьмёрки» оснащались двигателем объёмом 1,3 л, развивавшим мощность 65 л. В процессе эксплуатации инженеры АвтоВАЗа работали над увеличением мощности силового агрегата, и к 1994 году при том же объёме мощность возросла. Коробка передач на протяжении выпуска оставалась неизменной – механическая четырёхступенчатая.
Спустя время автомобиль снят с производства. На конвейере его заменила модель 2113 – также трёхдверный хетчбэк, однако с осовремененной внешностью, с другими крыльями, фарами и бамперами. Начинка также стала более совершенной.
В 1998 году на базе ВАЗ 2108 был разработан полноприводный внедорожник Lada Tarzan. Обладая неплохими характеристиками и симпатичной внешностью, эта модель, тем не менее, осталась на мелкосерийном уровне.
В целом, для первого советского автомобиля с ведущими передним колёсами, «восьмёрка» получилась довольно удачной. У неё был нестандартный внешний вид (кузова хетчбэк были мало распространены в СССР). Большие двери делали комфортной посадку в салон, а пластиковые бампера впервые были применены на серийном советском автомобиле. Всё это сильно отличало новую Ладу от «классики». Автомобиль показал себя достаточно надёжным и ремонтопригодным, у него были хорошие аэродинамические показатели и приёмистость. Свидетельством удачной конструкции было большое количество машин, поставленных за рубеж на экспорт.