Найти в Дзене
Наука и техника

Эпоха ветряных двигателей до нынешнего века

Эпоха двигателей с крыльчатым ветроколесом (напоминающим воздушный винт) началась, по-видимому, в то время, когда ветряные установки стали получать все большее распространение в западных странах и когда в их конструкцию были привнесены элементы парусного вооружения судов, плававших в Персидском заливе и Средиземном море. Ветроколеса с лопастями из слабо натянутых треугольных кусков парусины, напоминающих парус небольшого судна, до сих пор можно видеть на островах Средиземноморья.

По мере того как ветряные двигатели получали распространение все дальше к западу и северу от Средиземноморья, они оказывались в районах, где часты сильные ветры. Это заставляло использовать более прочные лопасти. Деревянный решетчатый каркас лопастей обтягивался парусиной. Эволюцию таких двигателей можно проследить по рисункам средневековых английских графиков и живописным полотнам голландских мастеров.

Форма ветряного колеса в целом сохранялась прежней; усовершенствование шло по пути изменения пропорций. Лонжерон, который первоначально проходил по оси каркаса лопасти, постепенно смещался к передней кромке, пока не нашел окончательного положения на расстоянии примерно 1/4 длины хорды. (Хорда — это линия, соединяющая переднюю кромку сечения лопасти с задней; в точке, отстоящей на 1 /4 длины хорды от передней кромки, как правило, находится центр давления профиля лопасти.) На основании собственного опыта строители поняли, что размещение лонжерона в этом месте уменьшает крутильные деформации лопастей у работающего двигателя.

Принципиальное конструктивное изменение в тот же период претерпела и башня двигателя. У самых первых двигателей, построенных к северу от Средиземноморья, всю башню поворачивали вручную, как только ветер менял свое направление. Соответственно основание башни нельзя было жестко закреплять на твердом фундаменте и поэтому прочность конструкции была невысокой. Позже башни стали жестко крепить к основанию, и только верхнюю ее часть делали свободно поворачивающейся. За счет этих усовершенствований оказалось возможным делать двигатели гораздо больших размеров, чем до этого.

-2

Другое усовершенствование начали внедрять примерно 400 лет назад, когда строители поняли, что лопасти работают лучше, если их слегка закрутить. К этой идее они пришли, очевидно, интуитивно, сообразив, что крутка лопасти компенсирует неравномерность распределения скорости обтекания различных сечений лопасти: сечения движутся с тем меньшей скоростью, чем ближе к оси они находятся. У лопасти, не имеющей крутки, углы между хордами сечений и направлением ветра далеки от оптимальных, а это ведет к потере мощности.

Самые хитроумные усовершенствования были связаны с изменением поперечного сечения (профиля) лопастей. Скашивание носовой части лопасти, примененное на ветряных двигателях в Голландии примерно в 1600 г., сделало лопасть вогнутой. Вогнутость способствует увеличению подъемной силы и уменьшению лобового сопротивления. Усовершенствование носовой части лопасти у английских ветряных двигателей конца XIX в. было связано не только с созданием вогнутости, но и с приданием ей аэродинамически выгодного контура за счет ее утолщения. В результате лопасть превратилась в настоящее самолетное крыло.

Эта медленная эволюция шла практически в отсутствие какой-либо теории и ясного понимания законов аэродинамики. Методом проб и ошибок, передавая опыт от поколения к поколению, люди улучшали форму лопасти, повышая тем самым эффективность ее работы. В то же время экономические факторы диктовали необходимость создания ветряных двигателей больших размеров.

Наука
7 млн интересуются