Как сообщал Орен1, в ночь на 04.08.18 г. скончался основатель Оренбургского государственного института менеджмента Олег Александрович Свиридов. Какая память осталась об этом человеке – читайте в статье Орен1.
Справка:
Олег Александрович Свиридов родился в 1954 году в г. Ижевске Удмуртской АССР в семье служащих. Он выучился на учителя биологии и химии. 38 лет Свиридов посвятил делу воспитания и обучения подрастающего поколения. В январе 1991 года организовал и стал первым президентом Международного фонда развития детского предпринимательства и возрождения народных ремесел «Дети и бизнес», а в январе 1991 года возглавил Ассоциацию руководителей предприятий Оренбургской области. В 90-е годы осуществлял функции советника по социальным вопросам Общественно-политической палаты при Президенте Российской Федерации.
В 1991 г. в Оренбурге Свиридов создаёт совершенно новое и уникальное в своём роде учебное заведение — Межрегиональный институт менеджмента, позднее - ФБГУО ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента». Институт быстро стал одним из самых авторитетных университетов области.
«Я познакомилась с Олегом Александровичем, когда поступила в Институт, - рассказывает Орен1 выпускница ОГИМа Марина Колмыкова. - Читать лекции у нашей группы он стал только на третьем курсе. Он всегда был целеустремленным, амбициозным, даже авантюрным. Вместе с тем, всегда был отзывчивым, внимательным, веселым, демократичным в общении. Сейчас сложно сказать о самом ярком воспоминании, потому что мы знакомы уже 20 лет… Могу сказать, что когда я уже работала в ОГИМе, мы все руководствовались одним правилом на совещаниях: «Критикуешь, предлагай».
О самом институте Марина вспоминает так: «Никогда не был обычным, потому что ни один вуз в нашем регионе не был образован с нуля в 90-е годы. Примечательно и то, что через несколько лет вуз стал государственным. Я была еще студенткой и хорошо помню, когда стали получать стипендию. Счастью не было предела!
А если говорить об уровне его развития, то в последние годы в ОГИМе (раньше чем в других вузах города) была внедрена балльно-рейтинговая система, функционировал электронный журнал. Всегда на высоком уровне были организованы: воспитательная работа, трудоустройство выпускников, профориентация и многое другое. Ну, и конечно же, атмосфера в ОГИМе была особенная...».
Другой выпускник, Роберт Федоров, запомнил Олега Свиридова как человека «смелого, доброго и открытого... он всегда был ребенком, в хорошем смысле этой фразы». «Из жизни: мы как-то шли в потоке людей в центре Москвы. Посреди потока стоял старенький дедушка, который обращался то к одному прохожему, то к другому, чтобы узнать дорогу к интересующему его зданию. Толпа мчалась, не замечая деда и толкая его. Мы тоже прошли мимо. Но через несколько шагов Свиридов остановился, вернулся к потерянному и испуганному деду и подробно рассказал, как добраться.
Из работы: однажды он помог министру образования Оренбургской области (по просьбе самого министра) попасть на встречу с руководителем Федерального агентства по образованию, когда оно еще существовало. По-моему, это хорошо характеризует уровень авторитета и того, и другого».
Об институте Роберт поведал Орен1, что «там была уникальная и домашняя атмосфера, которая помогала студентам развивать не только профессиональные качества, но и общечеловеческие, личностные».
На панихиде было много выпускников ОГИМа, которые, как пишет Беловка, поделились с корреспондентом этого портала своими воспоминаниями. Мария Ларионова рассказывает: «Саныч запомнился тем, что это был настолько простой, добрый, светлый человек, что ты мог сидеть обедать, а он подойдёт, сядет рядом и спросит: «Как у тебя дела? Какие новости?». Он был другом для всего института. Все знали, что если какая-то проблема, то можно прийти, и он всегда поможет, подскажет. Он знал всех по имени. Я потом пришла в ОГУ и была в шоке от того, что там всем плевать на тебя. Возможно, в ОГИМе нас было мало, потому такое заботливое отношение, а, возможно, он сумел сделать так, что все были как одна семья. Даже сейчас все рады видеть друг друга, преподаватели и студенты, и это так здорово, так ценно».
«Олега Александровича я впервые увидела на вступительном экзамене. На его лекциях всегда было интересно, он делился колоссальным опытом. Мог легко донести до нас информацию на понятном языке. Аудитория всегда была полной, хотя он не делал перекличку. Студентам просто было интересно его слушать», - добавляет выпускница ОГИМа Лилия Хайбуллина.
Надежда Водивашева, окончившая президентскую программу ОГИМ, рассказала Орен1: «Со Свиридовым Олегом Александровичем я познакомилась когда поступала на президентскую программу и сразу же поняла насколько этот человек необыкновенный, талантливый и интересный. Это человек с большой буквы, профессионал своего дела, а для студентов заботливый учитель... Какие интересные, познавательные и живые были его лекции, а преподавал он стратегический менеджмент! Люди, которые не учились и не проходили переподготовку, меня неоднократно просили поговорить, чтобы поприсутствовать на его лекциях. Он создавал атмосферу единой семьи, готовой на подвиги. ОГИМ все-таки не был обычным вузом. Здесь педагоги радели за студентов, как за своих детей. На базе моего предприятия каждый год проходили стажировку студенты этого вуза, и потом несколько человек я взяла к себе на работу».
«В 1999 году учился по Президентской программе подготовке управленческих кадров в ОГИМе. И с тех пор постоянно встречались на мероприятиях, которые проходили в там, - поведал Орен1 Радик Насибутдинов. - Совместно, вернее с подачи Олега Александровича, была создана Ассоциация выпускников Президентской программы, в которой я несколько лет являлся Председателем Правления. Регулярно заседания Правления проходили у Олега Александровича в кабинете».
Не только ученики, но и коллеги, знакомые Свиридова вспоминают о нем с теплотой.
«Олега Александровича я знала с комсомольских времён. Он тогда был заместителем директора по воспитательной работе школы № 10. Трудные подростки раньше стояли на учете в комнате милиции, сейчас это инспекция по делам несовершеннолетних. И я хочу сказать, что он создал такую систему, что у него ни одного правонарушителя не было. Все мальчишки, которые стояли на учете в комиссии, исправлялись, это было удивительно. И его опыт мы обобщали не только на уровне района, но и на уровне города, и в области о нём знали. Хочу сказать, что он очень большой след оставил в учениках, подтверждение тому - сколько здесь молодых людей, которым он дал путёвку в жизнь. Светлая ему память, думаю, что все те, кто соприкасался с ним, все будут его помнить», - сообщила корреспонденту Беловки председатель комитета областной Общественной палаты Людмила Марченко.
Лидия Казанцева вспомнила для Орен1 историю своего знакомства с покойным: «С Олегом Александровичем я познакомилась в 80-х годах прошлого века. Я тогда работала в обкоме комсомола, а Олег, будучи преподавателем Оренбургского педагогического института, возглавлял политклуб «Планета», действующий при обкоме ВЛКСМ. А затем, мы работали вместе в рамках реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров. Олег Александрович был ректором базового вуза (ОГИМ).
Он был очень грамотным, целеустремленным, порядочным по отношению к людям, высокоинтеллигентным, добрым и отзывчивым человеком.
В беседе со студентом ОГИМа я выяснила, что студент вынужден оставить учебу в связи с тем, что ему нужно зарабатывать на жизнь, поскольку он жил с мамой, которая была не в состоянии его содержать. Я поделилась этим разговором с Олегом Александровичем. Он пригласил этого студента к себе. Они выработали алгоритм действий. В результате парень благополучно закончил вуз. Сейчас он - успешный бизнесмен.
ОГИМ, на мой взгляд, был необычным вузом. В нем царила удивительно теплая атмосфера. Казалось, что ректор знал всех студентов по именам, знал о всех их личных проблемах и переживаниях. Часто можно было наблюдать, как он общался со студентами. Шутил, смеялся вместе с ними».
После серии скандалов в 2014-м году ОГИМ был реорганизован путем присоединения к ОГУ. Олег Свиридов был приговорен к трем годам колонии общего режима, как написало «Эхо Москвы в Оренбурге», «за совершение махинаций с деньгами, которые предназначались для преподавателей и студентов».
«Комментировать это сложно, скажу только одно, для него это было дело всей его жизни! И потеря всего, безусловно, было личной огромной трагедией. Судебный процесс длился очень долго, был болезненным, эмоциональным и жестким... Вспоминать это больно... Безусловно, это его сломило...», - отзывается Марина Колмыкова об этой ситуации.
«Он устал играть по тем правилам, что диктовали ему местные чиновники. И очень резко оборвал все отношения с теми, кто сидел на его шее. Он хотел построить независимый и сильный университет. И все это не понравилось его бывшим «друзьям». Обвинения настолько же справедливы, насколько можно каждого руководителя обвинять в подобных преступлениях. К сожалению, любого руководителя организации в нашей стране можно сделать преступником по воле недоброжелателей. Это издержки данных должностей», - подчеркнул Роберт Федоров в разговоре с Орен1.
Надежда Водивашева отметила: «Сложно сказать, как так получилось, что Олег Александрович потерял дело всей своей жизни По-моему, не последнюю роль сыграли интриги вокруг вуза и внутри коллектива. Как обычно, есть недовольные чем-то. Я считаю, что обвинения необоснованны, надуманны, несправедливы».
Вероника Роевская в социальной сети так комментирует непростую ситуацию: «Конечно, если бы не травля шайки Ла**зова и повсеместного предательства, этот человек прожил гораздо дольше. Немного людей, которые могут создавать, больше как эти гиены, разворовывать и делать вид. Каков итог? Корпус института - теперь Гимназия, которой не выделяют денег и она доиспользует наследие института. Брошенный 3-у корпус на Самолетной, ничего нет, ничего не смогли там сделать, просто пустует аварийное здание и территория и что ещё? Сомнительное качество образования по направлениям ОГИМ в других вузах».
Лидия Казанцева ответила Орен1 на вопрос о причинах краха ОГИМ так: «В силу своего высокого профессионализма он был востребован как специалист в сфере менеджмента. И его часто приглашали выступить с лекцией в различных вузах России. Он был участником многих международных симпозиумов. Поэтому он часто был в разъездах, доверяя управление вузом своим коллегам, которые, по моему мнению, не справились с управлением и допустили много нарушений. Я считаю, что не все обвинения, предъявленные ему, справедливы».
Несмотря на то, что судебный процесс и тюрьма сильно сказались на здоровье Олега Александровича, он и в тюрьме умудрялся не терять присутствие духа. Так, в интервью блогеру Виталию Койраху, на вопрос об отношениях с сокамерниками в СИЗО он ответил, что многим помогал психологическими советами: «С соседями отношения сложились прекрасные. Ребята разные, кто-то за дело там, кто-то по глупости, а кто - по чужому умыслу. В-основном, подавленные, у многих агрессия есть. Но, вот, поговоришь, и проявляются люди, открывают свои качества, причем в большинстве - хорошие. Мне способности педагога, психолога дали возможность разговорить там несколько человек, помочь им успокоиться, понять себя, предупредить какие-то не самые хорошие повороты в судьбе. Я рад, горжусь даже, что смог быть полезен, меня искренне благодарили. На прощание все сокамерники пожелали, чтобы мои проблемы решились».
Люди, которые негативно относились к Олегу Александровичу, муссировали слухи о его нетрадиционной ориентации. Но хорошо знавшие его друзья, знакомые и ученики слухам не верили. Надежда Водивашева высказалась так: «... вообще считаю, что это чушь, зная человека 18 лет, ни разу не столкнулась с этим». «Нетрадиционность его ориентации заключалась в желании всем помогать, в умении любить своих врагов и прощать даже предателей», - ответил Роберт Федоров. «Я не могу рассуждать о его нетрадиционной ориентации. Считаю, что это личная и очень сокровенная тема каждого человека (как вероисповедание и семейные отношения). Общаясь с многочисленным его окружением, я ни разу не услышала подтверждения этим домыслам. Более того, судя по их отношениям с супругой, они были счастливой семейной парой», - прокомментировала Лидия Казанцева.
«В моей памяти Олег Александрович всегда останется как Учитель, Наставник! Всегда буду уважать его еще и потому, что именно он создал наш любимый вуз и наше студенческая жизнь была яркой и незабываемой! Много выпускников оставались работать в ОГИМе, он многое вкладывал в развитие своих сотрудников, мы постоянно чему-то учились... Это бесценно», - пишет Марина Колмыкова.
В памяти Роберта Федорова он останется «моим наставником, показавшим дорогу в сферу образования, в мою будущую профессию. Другом и Примером», а для Надежды Водивашевой - «любимым учителем и прекрасным человеком! Самое страшное, по-моему мнению, для мужчины - это пустая голова, примитивные мысли и дурацкие поступки. Свиридов полностью не соответствует понятию глупость, а соответствует понятию ум и доброта».
Лидия Казанцева: «В моих воспоминаниях Олег Александрович останется высокопрофессиональным педагогом, интеллигентнейшим человеком, мудрым наставником и просто хорошим другом».
«Олег Александрович был просто великолепным человеком, с большой буквы, - отозвался Радик Насибутдинов. - Прежде всего Другом. Отзывчивым, интересным собеседником, учителем.Таким Олег Александрович и останется в нашей памяти».
Орен1 - Важные новости Оренбурга
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!