В выхлопных системах всех современных автомобилей установлены "фильтры" для очистки выхлопных газов. Для очистки, а точнее для преобразования вредных газов в более безвредные или пар, используют каталитический нейтрализатор. Очистка происходит благодаря специальному напылению нанесенному на керамический или металлический блок "катализатора" имеющий сотовую структуру. Напыление содержит соли металлов платиновой группы: платину, палладий и родий. Эти благородные металлы являются активными и обладают высокими каталитическими свойствами.
Платина (Pt)- королева драгоценных металлов.
Платина в катализаторе служит окислителем. Она стимулирует ускорение процесса окисления не сгоревших углеводородов, а затем преобразовывает их в пар, а CO (угарный газ) превращает в углекислый газ. Платина очень редкий металл, встречается она в 30 раз реже чем золото. К тому же ее добыча очень трудоемкий процесс.
Интересный факт: если всей добытой платиной заполнить олимпийский плавательный бассейн, она едва покроет лодыжки. Тогда как всем добытым золотом можно заполнить три олимпийских бассейна. (с) https://www.vedomosti.ru/business/characters/2016/02/25/631345-shahter-mozga-kostei
Стоимость платины на Лондонской бирже (LME) порядка 22 € за грамм и 700 € за тройскую унцию.
Палладий (Pd)- самый молодой из благородных металлов.
Так же как и платина участвует в окислительных процессах в каталитическом нейтрализаторе. 10% из мирового производства палладия восстанавливают из вторичного сырья. А основной потребитель палладия-это автомобильное производство.
Стоит палладий около 25 € за грамм и 790 € за тройскую унцию.
Родий (Rh)- уникальный металл.
Уникальность родия заключается в том, что он стоек к большинству коррозийных сред и в этих свойствах превосходит платину. Задача родия в катализаторе – восстановить NO (оксид азота) и преобразовать его в обыкновенный азот. Более 80% добываемого родия используется в производстве катализаторов, в том числе автомобильных.
Родий самый редкий из этих трех металлов и самый дорогой на данный момент, порядка 62 € за грамм и 1930 € за тройскую унцию.
Все эти металлы являются редкоземельными и объемы добычи их постепенно снижаются. Мировой спрос на платину значительно превышает предложение. Поэтому необходимо перерабатывать оборудование в котором она используется, в том числе отслужившие свой срок автомобильные катализаторы и возвращать извлеченные металлы обратно в промышленное производство.