Найти в Дзене
Еще одна Япония

Просветление через самоуничтожение. Обряд мумификации японских монахов

Одним из столпов буддизма является практика самоограничения или аскеза. Тело и исходящие от него желания считаются обузой, которую необходимо облегчать, пока у верующего не останутся лишь духовные потребности. В Японии крайняя форма этой идеи воплотилась в обряде самомумификации, когда монах добровольно разрушает собственную плоть, засохшими губами шепча буддийские мантры.

Хочу сразу попросить прощения - в этой статье не будет фотографий таких монахов, только иллюстрации. Сами понимаете, ее могут открыть дети и старики со слабым сердцем. Поэтому ограничусь описанием процедуры и внешности тех, кто через нее проходит.

Самомумификация или, как ее называют в Японии, сокусинбуцу (即身仏) занимает много времени и состоит из нескольких этапов. Вначале монах отказывается от любых излишек в еде, максимально сокращая свой рацион. Он переходит на сосновые шишки, иголки и коренья, из-за чего весь жир в организме постепенно сходит на нет. Затем монах отказывается от потребления жидкости, иссушая собственную кожу. Согласно буддизму, в этот момент его жизнь поддерживает только вера и молитвы. Наконец, когда необходимая кондиция достигнута, монаха опускают под землю, оставляя наедине с маленьким колокольчиком, привязанным к его шее. Спустя какое-то время колокольчик перестает звенеть, и верующего поднимают из добровольного плена уже в новом обличии.

-2

Зачем люди занимаются подобными вещами? Ответ скрыт в с самом названии ритуала. Слово сокусинбуцу состоит из трех иероглифов: "сразу", "тело" и "Будда". Если развернуть его значение, можно предположить, что монахи стремятся моментально обрести состояние Будды с помощью своего тела, а точнее, с помощью тотального отрицания собственного телесного воплощения, скрывающего чистый дух. Освободить его, как бабочка освобождается от кокона.

К этой точке зрения есть много вопросов, учитывая, что источником привязанности и страданий, который должны укротить буддисты, может быть не только тело, но и разум. Поэтому издевательство над физической оболочкой, на мой взгляд, не является гарантом просветления. Тем не менее, нельзя отрицать, что для прохождения через такое нужна нечеловеческая сила воли, поэтому этих монахов сложно называть обычными людьми.

Сокусинбуцу в каком-то роде похож на харакири: в обоих ритуалах человек собственными руками должен отдать свою жизнь ради чего-то большего. Однако, если говорить образно, в харакири требуется отрубить руку, а в сокусинбуцу несколько месяцев держать ее на раскаленной сковороде, пока она не рассыплется прахом.