Найти в Дзене
IMHO-science

Бэйби-шаттл. Загадочный Х-37В

Х-37В на взлетной полосе. Здесь слишком чистый чтобы быть из космоса. Фото с сайта ВВС США
Х-37В на взлетной полосе. Здесь слишком чистый чтобы быть из космоса. Фото с сайта ВВС США

На сайте space.com вышла свежая статья о секретном космоплане Х-37В. Волна публикаций об этом аппарате прошла, когда в прошлом году он вернулся из очередного полета, длившегося аж 716 дней. Я ее почему-то упустил и сегодня впервые услышал о существовании этой интересной машины. В статье, давшей мне инфоповод, не было ничего примечательного, но тема меня заинтересовала. Изучая её написал небольшой ликбез. Почитайте, вам тоже понравится.

В корпусе обтекателя Falcon-9. Фото с сайта ВВС США
В корпусе обтекателя Falcon-9. Фото с сайта ВВС США

Х-37В – секретный орбитальный самолет ВВС США. Ну как секретный, все знают, что он есть, но никто толком не знает, что он делает. Сейчас ВВС эксплуатирует два таких самолета, которые, видимо, летают по очереди. Еще один или два используются для наземных испытаний. Разработка небольшого космоплана начиналась еще лет 30 назад. А, собственно, началом проекта X-37B считается 1999 год. Вначале 2000-х компания Boeing и NASA уже испытывали лётные образцы нынешнего аппарата. Но NASA довольно быстро вышло из проекта и передало всё в ведение агентства DARPA, занимающимся разработками для Пентагона.

Х-37В встречают в химзащите. Топливо токсично.
Х-37В встречают в химзащите. Топливо токсично.

Самолет имеет небольшие размеры – меньше 9 метров в длину, 3 – в высоту. Размах крыльев 4,6 метра. Взлётный вес 5 тонн. Грузовой отсек размером с кузов пикапа позволяет доставлять на орбиту и возвращать на Землю небольшие грузы. Доступные для полета орбиты находятся в пределах от 200 до 950 километров. В разных источниках встречаются разные данные, я привел максимальные. Он способен быстро маневрировать и менять орбиты. Заявляется, что Х-37В выполняет полёты и посадки в полностью автоматическом режиме. Это очень серьезный шаг вперед. Шаттлы сажал экипаж. Советский Буран, вроде бы, садился сам (есть сомнения), но где он теперь?

-4
Рисунки найдены в Яндексе
Рисунки найдены в Яндексе

С апреля 2010 года Х-37В регулярно отправляется в космос. Что интересно, каждый его последующий полет длиннее предыдущего. Первый длился 224 дня, затем 469, 675 и последний – 718 дней. С 7 сентября прошлого года он выполняет пятый полет. Эта миссия названа OTV-5.

Фото Boeing
Фото Boeing

Во время всех четырех предыдущих полетов, любители космонавтики достаточно быстро обнаруживали Х37-В на орбите. В этот раз поиски заняли полгода. Кому интересно – почитайте здесь как это происходило. Никакого волшебства, но очень любопытно.

Если отметить траекторию прохождения аппарата на Земной поверхности, то получится как бы «след» на Земле. Наблюдения энтузиастов за текущей миссией говорят о том, что Х-37В находился на высоте 335 километров и полностью повторял этот «след» каждые два дня после 31 витка. Затем 29 апреля он снизился примерно на 40 километров и стал повторять свой «след» каждые пять дней после 78 витков. По словам аналитиков, такое повторение траектории характерно для спутников, наблюдающих за поверхностью Земли.

Орбита миссии OTV-5 по сравнению с предыдущими, схема Dr Marco Langbroek/JSatTrack https://sattrackcam.blogspot.com/2018/04/x-37b-otv-5-mission-located-on-orbit.html
Орбита миссии OTV-5 по сравнению с предыдущими, схема Dr Marco Langbroek/JSatTrack https://sattrackcam.blogspot.com/2018/04/x-37b-otv-5-mission-located-on-orbit.html

Никто не сомневается, что на самолете происходит отработка новых технологий. Новые жаропрочные материалы, авионика, техника пилотирования и многое другое. Х-37В оборудован новым типом жаростойкой обшивки, в нем не применялись гидроприводы, он не использует собственный двигатель для выхода на орбиту, в его арсенале есть складные солнечные батареи. Этот самолет построен с учетом большого опыта эксплуатации шаттлов. Официально подтверждено, что на нем испытывались новые ионные двигатели, работающие на эффекте Холла. В нынешнем полете OTV-5, по официальным данным, проводятся испытания новой встроенной системы термораспределения ASETS-II. Но сколько-нибудь детальной информации нет. Это позволяет строить уйму предположений по поводу того чем Х-37В занимается на орбите и чем вообще может заниматься. Даже боюсь пускаться в перечисление.

 Рисунок компании Boeing
Рисунок компании Boeing

300 километров – это достаточно низкая орбита. Здесь сильнО влияние атмосферы и столь длительный полет сопряжен с техническими сложностями. Например, МКС, после окончания эпохи шаттлов, летает на высоте около 400 километров и все равно все прибывающие корабли поднимают станцию для компенсации ее снижения из-за атмосферного трения.

Попадается информация о модели Х-37С – пассажирской версии космоплана на 6 посадочных мест. Но ничего путного сказать об этом пока нельзя.

Рисунок двух схем размещения экипажа. Оба вызывают большие сомнения. Хотя...
Рисунок двух схем размещения экипажа. Оба вызывают большие сомнения. Хотя...

Строить тут догадки я не хочу, но совершенно ясно, что X-37B – очень интересный аппарат достойный внимания. Теперь буду следить за новостями о нем внимательнее.

Подписывайтесь на IMHOscience. Каждый день что-то интересное!

Источники вдохновения:

https://www.space.com/41507-x-37b-space-plane-nears-one-year-orbit.html

https://www.iflscience.com/space/the-us-air-forces-secret-space-plane-has-been-in-orbit-nearly-a-year-whats-it-up-to/

https://lozga.livejournal.com/171045.html

Наука
7 млн интересуются