История науки неразрывно связана с развитием человека как вида, а именно — с познавательными способностями. В XIX веке французский философ и социолог Огюст Конт выдвинул правдоподобную теорию развития познавательной деятельности в три стадии: от религии к философии, от философии — к науке. И действительно, первые представления людей об устройстве мира были скорее эмоциональными, чем рациональными. Во всём людям виделось проявление некоего потустороннего вмешательства, высшего порядка.
Правильные начинания в силу этого вели к ошибочным умозаключениям. Из наблюдения за звёздами сформировалась астрология, а волшебный мир чисел открыл людям нумерологию. Но даже в этой среде появлялись люди, которые иначе глядели на мир. Зачатки реальной науки можно увидеть ещё в античные времена: Эрастофен смог применить научный метод и вычислить точную длину окружности Земли; Архимед увидел физические законы в повседневных явлениях; Эвклид и Пифагор же смогли упорядочить в абстракциях прикладные правила измерений. Именно этим высоким уровнем обобщения, теоретизирования, греческая наука и отличается от более ранних египетских изысканий — те были сугубо практическими и не содержали в себе обоснований.
Впрочем, именно эта тяга к абстракции и нанесла удар по развитию европейской науки: Аристотель и его «Метафизика», с одной стороны, окончательно поставила крест на античном религиозном познании, а с другой — увела мыслителей в область философии. Когда западный мир перейдёт в Средние века, произойдёт уникальное слияние религиозного и философского путей познания: от первого мыслители возьмут догматичность и принятие на веру, от второго — теоретизирование, не подкреплённое не только проверками, но даже реальным положением дел.
А научный метод, тем временем, будет активно развиваться на Востоке: алгебра, астрономия, медицина, примитивная, но всё-таки химия, история, география — все они обязаны исламскому миру. Это ветвление приведёт к интересному эффекту в эпоху Ренессанса: Европа, познакомившаяся с научными достижениями Востока, но крепко держащаяся за собственные заблуждения, породит новые направления лженауки, такие, как алхимия. Важным шагом на пути становления реальной науки оказались идеи астрономов эпохи Возрождения, таких, как Николай Коперник и Галилео Галилей. Правда, даже в их работах легко увидеть след философии, а порой даже и религиозного сознания.
Но всё-таки главный удар по старому миру в XVII веке нанёс Исаак Ньютон: он первым отказался от собственных ощущений в пользу холодного рассудка. Его закон всемирного тяготения не имел под собой никакого физического основания, кроме одного: предложенная модель исчерпывающе описывала и объясняла процессы, происходящие в мире. Начиналась эпоха Просвещения, в которой благодаря работам Рене Декарта и других учёных первенство в познании мира отдавалось разуму. Так начиналась реальная наука.
С XIX века наметился новый вектор развития науки: если раньше научные теории формировались на основе эмпирики, то с наступлением технической революции стало возможно создавать инструменты для проверки голой теории. Проще говоря, если раньше научная мысль двигалась от фактов к умозаключениям, то теперь от умозаключений к фактам. Впрочем, современная наука столь обширна и сложна, что разговор о ней — тема для отдельной статьи. А возможно, и не одной.
Автор: Денис Божинский