Боюсь ошибиться, но мне кажется, что поэты и писатели не прибавили ясности в понимании предмета, который мы с вами исследуем, а пожалуй, что и еще больше запутали.
Может быть, философы справятся лучше?
Философский словарь определяет счастье как высшее благо, как «завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека».
Ого. Это что же получается, цель нашей жизни – не служение другим, как нас пытаются убедить уже больше двух тысяч лет, а… наше, личное, персональное, маленькое счастье? Вот так поворот.
Мы-то с вами, как дураки, ищем цель жизни, а вот она, за поясом. Цель жизни – быть счастливым. Общепризнанная цель, конечная. Что называется, расходимся.
Но стоит нам задаться вопросом – а, собственно, какие пути ведут нас к этой цели, так тут-то нам, как говорил Достоевский, и запятая.
Прежде всего, принято разделять два главных компонента счастья. Первое – то, что всегда бросается в глаза – это внешние обстоятельства. Где человек живет, что его окружает, какие люди с ним взаимодействуют, каково его положение в обществе, какой собственностью он обладает. Парадоксальным образом, к этим внешним факторам относится наследственность, здоровье и врожденные способности человека. Никто ведь не будет спорить с тем, что выбор родителей от нас не зависит. Как не зависит и набор генов, который мы получаем от наших предков.
Второй компонент счастья – это внутреннее содержание. То, что древние определяли словом «добродетель». Это наши стратегии, модели отношения с внешними обстоятельствами.
Забегая вперед, скажу, что есть исследования, подтверждающие, что наша удовлетворенность жизнью на 90 процентов зависит от нашего внутреннего состояния и лишь на 10 процентов – от внешних факторов.
О том, что такое добродетель, можно спорить долго, если обобщить все эти споры, то можно тоже выделить две компоненты. Одна – это моральное совершенство человека. Мораль – это соответствие его поведения нормам, принятым в обществе. Чтобы наглядно проиллюстрировать эти нормы, скажу, что в разных обществах в разное время вполне моральными поступками могли быть инцест, изнасилование, убийство детей и стариков, каннибализм и прочие радости жизни. Гитлер и мать Тереза – одинаково высокоморальные люди. Просто у них разные моральные принципы.
Совсем другое дело – нравственность. Она предполагает существование некоего базового принципа поведения в обществе, пригодного любой человеческой особи. Изящнее всех этот принцип сформулировал Кант, предложивший каждому поступать так, как ему хотелось бы, чтобы поступали с ним самим.
Конечно, нам хочется думать, что счастливым может быть только хороший – то есть моральный и нравственный человек. И мировая философия придумала целых три способа объяснить, почему так должно быть.
Первый способ – мы говорим, что счастье цель жизни, а добродетель – средство для ее достижения. Счастьем в этой традиции считается удовольствие, польза, успех, отсутствие страданий и безмятежность. Это эпикурейская традиция. Кстати, сам Эпикур больше ценил не пиры и оргии, как о нем принято думать, а чистую совесть и спокойствия. А от этого уже и до бочки в качестве жилища рукой подать.
Второй способ – прямо противоположный. Мы говорим, что счастье – это следствие добродетели. У каждого человека есть некий стержень, обеспечивающий ему внутреннюю стойкость, способность противостоять обстоятельствам жизни. Кто выстоит – тот и счастлив. Так считали стоики и прочие киники.
Третий способ придумал Аристотель. Он считал, что добродетель – это одновременно и способ достичь счастья и его часть. По Аристотелю, счастье – это глубинная природа человека, заставляющая его разум быть деятельным. Короче, счастье в труде. Пожалуй, этот подход мне нравится больше остальных.
Многие философы античности, Средневековья и эпохи Просвещения как-то по умолчанию считали, что человек стремится именно к счастью и спорили только о деталях, о том, что такое счастье и как к нему прийти. А раз так, мы просто смотрим, к чему стремится любой человек и говорим – вот это и есть счастье.
При этом была довольно сильная традиция (скажем, религиозных мыслителей), которые были уверены, что счастье может быть достигнуто и через отказ от удовольствия. Да полно, счастье ли это? Скажем, спасение, благодать, нирвана – не равны счастью, это что-то принципиально другое.
Есть еще одна загвоздка. Как только мы допускаем мысль, что человек не один живет на свете, есть и другие люди, сразу возникает вопрос – а может ли человек быть счастлив, когда есть другие люди и они несчастны? Вопрос не праздный, поскольку благодаря зеркальным нейронам мы… ой, ой, извините, это меня из философской плоскости выкинуло в нейрофизиологию… возвращаюсь обратно.
Если счастье – это цель жизни человека, то, стоит ему достигнуть этого состояния, жизнь оказывается исчерпанной, можно помирать. Хотя это выглядит довольно стройно как концепция, но как-то это грустно.
Получается, что счастье – одновременно и цель жизни и не цель, потому что при его достижении жизнь заканчивается. И если хочешь жить, нужно продолжать быть несчастным и стремиться к счастью. Или живой или счастливый, так, что ли?
И что с этим делать?
Правильно! Нас спасет геймификация!
Нужно просто разбить путь к цели на этапы, уровни и на каждом уровне выдавать игроку какую-нибудь приятную няшку!
Уже Аристотель считал, что есть два вида счастья – один доступный всем свободным гражданам и второй высший, связанный с божественными добродетелями. До изобретения концепции спиральной динамики оставалось две с лишним тысячи лет. Ветер колыхал занавеску.
Как только мы ввели в это уравнение других людей, сразу стало неясно, а сколько вообще нужно этих «других» для полного счастья? Родственников брать с собой в счастливую жизнь? А родственников жены? А соседей? А односельчан? А соотечественников? Может, тогда нужно на все человечество замахнуться, чтобы уж точно счастья хватило всем?
Счастливый человек в счастливом обществе – как вам такая цель?
Таким образом мы с вами вернулись к тому, с чего начинали три страницы назад – к служению другим. Ну что ты будешь делать!
Всех обломил зануда-Кант, который не только сформулировал универсальную формулу этики, но еще и развел счастье и добродетель, доказав очевидный факт, который почему-то никто не хотел признавать: что добродетель не всегда гарантирует человеку его жизненного благополучия.
Кажется, этой своей идеей Кант сломал человечество.
Потому что все, что дальше воротила философия, иначе как вредительством не назовешь. Такое ощущение, что нас заразили вирусом трагизма.
Возможно, именно потому, что мы так думали на протяжении двухсот лет, мы соответствующее себя и вели, убивая друг друга всеми возможными способами. Ведь если счастья нет – то все позволено?
Мда.
В 1879-м году в городе Лейпциге была создана первая психологическая лаборатория Вильгельма Вундта. С этого момента официально существует психология как наука.
И прекращает свое существование философия как таковая, уйдя в область методологии.
Мы поняли, что мы изучаем наше мышление посредством его самого. А раз так, то у нет никаких твердых оснований для любых концепций, есть только наши эмпирические наблюдения.
После этого мы очень быстро заметили, что мы можем управлять не только нашими мыслями, но и нашим настроением. С тех пор дело пошло побыстрее.
Примерно в это же самое время начали появляться первые концепции самопомощи, основанные на позитивном мышлении. Сначала все это было весьма маргинально. Однако выросла целая традиция самопомощи от религиозных проповедников, через «Мастер кей систем» через Наполеона Хилла, Джима Рона и так вплоть до Тони нашего Роббинса.
Сегодня впервые за всю историю человечества мы справились с природными катаклизмами, болезнями, голодом. И, что самое интересно, что именно сейчас, когда почти все внешние угрозы, делавшие нас несчастными, ушли, осталась только одна угроза. Но самая страшная – внутренняя.
Социолог Ной Харрари считает, что, мы не научимся быть счастливыми, человечество погибнет.
Как вам такой вызов?
Мы ДОЛЖНЫ научиться быть счастливыми. Иначе кранты.
Читайте скорее дальше, если не хотите повторить судьбу динозавров и мамонтов.
Запомните: Счастье, чем бы оно ни было – достойная цель жизни.
Сделайте: Попробуйте определить, насколько вы счастливы по шкале от одного до десяти. Запишите или запомните этот показатель.
Ваш
Молчанов