Автор - основоположник теории менеджмента. Он одним из первых систематизировал знания по повышению эффективности труда.
До научной организации труда царил подход инициативы и мотивации. Руководители ожидая от сотрудников максимальной инициативы и повышения эффективности старались как можно сильней мотивировать своих подчиненных.На практике подход оказался неэффективным. Связано это с тем, что недостаток образования или умственных способностей линейного персонала не позволяет найти самостоятельно наилучший способ выполнения работы. Также сотрудник не может одновременно и работать и ставить эксперименты с целью найти способы повышения эффективности. И последний гвоздь в гроб этого метода - отсутствие у персонала долгосрочной мотивации и широкого видения - сотрудник не может понять причинно следственной связи между успехом организации и своим личным успехом. Цинично, но так оно на практике и есть, за 100 лет мало что поменялось.
Автор предложил новую концепцию: специально обученные люди опытным путем выявляют наилучший способ ведения работ, превращают его в стандарт, инструкторы обучают сотрудников и за счет системы требований руководитель обеспечивает его выполнение. Теперь сотрудникам не нужны "вдохновение" и "инициатива", соблюдая стандарты он делает работу наилучшим образом. А добавленная ценность от эффективной работы распределяется между акционерами, потребителями и самим работником. Обратной стороной медали является тот факт, что в таких условиях 100% ответственности за результат деятельности предприятия лежит на руководителе.
Основные мысли из книги:
1. Типичный способ управления предприятием - при котором рабочие проявляют, всю свою инициативу и в обмен получают некоторое специальное поощрение к этому от своих предпринимателей. Способ предполагает необходимость для каждого рабочего нести почти целиком всю ответственность, как за общий план, так и за каждую отдельную частность своей работы, а во многих случаях также и за применяемые им инструменты. При данной системе управления успех зависит почти исключительно от возможности добиться «инициативы» от рабочих; в действительности же ее удается добиться лишь в очень редких случаях.
2. Автор презентует концепцию "научной организации труда" суть которой заключается в том, что руководитель вырабатывает многочисленные правила, законы и формулы, которые заменят собою личное суждение индивидуального рабочего. Получается что для работы нужен один тип людей, а для руководства - другой.
3. Руководитель берет на себя:
• Разработку стандартов, регламентов и процедур заменяющих собой старые "традиционные" методы труда.
• Производит тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел и обеспечивает соблюдение придуманных им правил и процедур
• Увольняет всех тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность применять наилучшие методы.
4. Принципы научного менеджмента нужно внедрять постепенно (как и любые перемены), потому что людям свойственно саботировать нововведения.
Решил изучать менеджмент с первоисточников, мой опыт подсказывает что многое в бизнесе уже давно изобретено, просто не применяется до сих пор. Книгу стоит прочитать каждому, кто занимается организацией труда. Далее постараюсь изучить труды Гастева, а потом кайдзен и бережливое производство.