Гитлер застрелился в своем бункере, предварительно убив Еву Браун, Геринг отправился под суд вместе с другими высшими офицерами нацистской Германии, но только Геринг попытался трусливо и позорно сбежать, еще раз доказав, что у СС не было никакой чести и туда набирали отребье.
После смерти Гитлера и падения Берлина, Гиммлер встретился с Деницом, требуя у него портфель первого заместителя нового президента. Но, никто больше не хотел иметь дело с «черным Генрихом» -- от него чурались, как от зачумленного. Министр правительства Деница граф фон Крозиг по дружески посоветовал Гиммлеру: «Нельзя, чтобы бывшего рейхсфюрера СС поймали под чужим именем с накладной бородой. Для Вас нет другого выхода, нежели поехать к фельдмаршалу Монтгомери и сказать: «Я явился». И Вы должны взять на себя ответственность за Ваших эсэсовцев». Но, 20 мая Гиммлер сбрил усы, надел мундир солдата полевой жандармерии, запасся документами на имя некоего Генриха Хитцингера и вместе со своим личным секретарем Рудольфом Брандтом и хирургом СС Карлом Гебхардтом пустился в бега, затесавшись в толпу беженцев на автобане Гамбург—Бремен.
Утром 23 мая 45-го года на мосту Бервеверде близ Люнебурга патруль британской военной полиции и два приданных ему красноармейца в числе других задержанных арестовали трех подозрительных немцев и отправили их в лагерь № 031.
В течении трех дней офицеры допрашивали высокого незнакомца – у следователей не вызывало сомнений: это человек не тот, за кого себя выдает. Наконец измотанный бессонницей арестованный снял повязку, под которой оказался абсолютно здоровый глаз, одел очки и произнес: «Я – Генрих Гиммлер». Для испытания ему приказали раздеться и предложили на выбор американскую форму или солдатское одеяло. Он завернулся в одеяло. Комендант лагеря капитан Сильвестер немедленно сообщил об этом в отдел контрразведки, и в Люнебург прибыл начальник особого отдела штаба Монтгомери полковник Мэрфи в сопровождении двух офицеров. Генрих Гиммлер требовал встречи с Монтгомери, но тот не пожелал разговаривать со столь одиозной личностью. Когда контрразведчики стали осматривать одежду рейхсфюрера, во внутреннем кармане кителя они нашли ампулу с цианидом. При личном осмотре, на внутренней стороне предплечья Гиммлера была обнаружена татуировка, которую в целях идентификации делали всем офицерам СС. После того, как один из следователей приказал арестованному открыть рот, тот раскусил замурованную в зубной пломбе капсулу с цианистым калием. Несколько минут агонии, и рейхсфюрер СС отошел в мир иной. Через три дня, по приказу верховного союзного командования, английским майор и три унтер-офицера забрали тело Гиммлера из военной комендатуры, кремировали его и развеяли пепел над ручьем в лесу близ Люнебурга. Это место до сих пор держится в секрете.