Сегодня уже бесспорно, что большая часть индивидуального и социального поведения наследуется — т.е. подвержена генетическому влиянию и не полностью программируется социальными факторами.
Более того, революционным прорывом в знаниях о наследственности стало открытие, что естественный отбор продолжается и, возможно, даже ускоряется в последние 10К лет после аграрной революции.
Наследственность — доля вариации признака в популяции, которая объясняется генетическими различиями, колеблется:
- от примерно 1/3 — для религиозности,
- 2/3 для персональный качеств, уровня образования и даже дохода,
- до примерно 3/4 для IQ.
Генетическое влияние на поведение человека настолько широко распространено, что привело психолога Эрика Туркхаймера к формулировке «1го закона генетики поведения»: все черты человеческого поведения наследуются (его 2й закон идет еще дальше, утверждая, что в формировании поведения гены сильнее семьи и среды).
Наследственная предрасположенность к заболеваниям уже широко известна. Те, кто еще не используют ДНК-тесты типа 23andMe, зря рискуют и поступают глупо. Они пренебрегают знанием наиболее вероятных заболеваний (от язвы до психзаболеваний и рака), которые врачи еще не обнаружили у них или их детей. А зная где упадешь, есть шанс подстелить соломку.
В отличие от наследуемых заболеваний, с интеллектом получалось сложно:
- слишком много факторов на него влияют;
- и сильно попахивает всякими теориями врожденного превосходства.
Поэтому решили не дразнить гусей и политкорректно исследовать влияние наследственности на уровень образования, которое получит человек (в количестве лет: неполная или полная школа, техникум, вуз, аспирантура …).
Ну а если без политкорректности, то и ежу ясно, — такой полигенный показатель склонности к образованию напрямую характеризует когнитивный потенциал личности.
Впервые корреляция полигенного показателя склонности к образованию была выявлена в двух масштабных исследованиях по поиску полногеномных ассоциация (GWAS), проведенных в 2006. Тогда были выявлены 74 варианта участвующих в развитии мозга генов, имеющих прогностическую ценность для прогноза уровня образования.
Новое исследование, данные которого только что опубликованы (1М+ участников из 15 стран), дало феноменальные результаты:
- выявлены 1271 вариант участвующих в развитии мозга генов, связанных с межнейронной коммуникацией и секрецией нейротрансмиттеров;
- построена биохимическая архитектура и схема функционирования мозга при формировании индивидуальных качеств, влияющих на уровень образования (см. рисунок);
- прогностическая сила этой архитектуры определяет 11–13% генных вариаций, влияющих на уровень образования, что уравнивает ее с прогностической силой демографических факторов (таких, как доход домохозяйств, образование родителей и т.д.)
Авторы предупреждают, что:
— «наличие низкой полигенной оценки абсолютно не означает, что кто-то не достигнет высокого уровня образования»;
— и «что амбиции, семейная ситуация, социально-экономический статус и все остальное — в сумме играют большую роль, чем гены».
Т.е. это все вероятностные оценки, варьируемые в разных условиях окружающей среды.
Мы все это понимаем…
Но ведь и предрасположенность к заболеванию, определяемая ровно таким же методом, — тоже вероятностная оценка и тоже не означает, что у конкретного человека это заболевание обязательно появится…
И все же лучше заранее знать вероятностную оценку способностей ребенка к образованию, спорту, музыке … при определении его в спецшколу или секцию, вкладываясь в репетиторов для поступления в ВУЗ и т.д. и т.п.
_________________________
Детали:
— популярно;
— и научно.
А также для наводки на резкость:
— Что геном говорит о предрасположенности к полигенным болезням
— Каков ваш полигенный показатель?
_________________________
Хотите читать подобные публикации? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме, Medium, Яндекс-Дзене
Считаете, что это стоит прочесть и другим? Дайте им об этом знать, кликнув на иконку “понравилось”