В работе я буду использовать линейку универсальных красок для росписи на акриловой основе (акриловую темперу). Эти краски предназначены для художественной росписи и отлично ложатся на самые разнообразные поверхности: дерево, камень, гипс, картон и др.
Широкие, ровные, непрозрачные бархатистые поверхности, которые даёт краска для росписи, позволяет использовать её как грунт-фон, а высокая укрывистость и мягкая консистенция позволяет применять в сложных видах росписи, где один слой следует за другим.
Вооружимся этой краской и приступим к творчеству, к росписи в стиле «двойной мазок».
История этой техники сравнительно молодая, ей всего 250 лет. Родилась она в ХIII веке на Демидовских заводах в городке Нижний Тагил. Отсюда и название: тагильская роспись или маховое письмо. Природа северного Урала вдохновила мастеров на создание удивительных растительных сюжетов, утонченную вязь орнамента, богатство красок. За один приём на кисть бралось несколько цветов, а объёмность изображения получалась от различных поворотов кисти. Произведение создавалось за один приём, можно сказать на «одном дыхании». Именно за мастерство ценили уральских мастеров и в России, и во всем мире.
Итак, для росписи панно тагильскими розами в технике двойного мазка нам понадобятся:
- деревянная заготовка в форме подноса;
- краски для росписи на акриловой основе;
- плоские кисти для «двойного мазка», баночка с водой;
- контуры по стеклу «Таир», контуры с блёстками «Глиттер».
1. Смачиваем кистью поверхность доски водой. Это нужно для того, чтобы краска ложилась ровнее. Затем закрашиваем всю поверхность темно-синим цветом.
2. Пока краска не высохла, на один край добавляем ещё два цвета для мягкого перехода тонов (жёлтый и белый). Затем широкой кистью плавно размешиваем цвета, двигаясь с края на край по всей поверхности доски. У нас получается растяжка, градиент тона с переходом от синего к зелёному цвету.
3. На высохшей поверхности делаем роспись «тагильская роза». Для этого набираем на кисть два цвета (белый и бордовый) и начинаем прописывать с нижних лепестков. Роза всегда было основным сюжетом росписи уральских мастеров, их было несколько видов, и каждый мастер старался привнести в роспись свою изюминку. Мы решили сделать круговую композицию – венок из роз, которые бутонами смотрят вовнутрь. Это символ оберега в доме.
4. Затем прописываем верх розы. Это крайние лепестки, которые выстраиваются по кругу.
5. Прописываем бутон розы — это соединение верхних и нижний полукругов лепестков. Здесь хочется отметить одну особенность краски для росписи. Ее укрывистость позволяет прописывать в несколько слоёв и каждый слой лепестков ложится плотно, отчего рисунок становится объёмным и очень гладким (нет наплывов краски по контуру лепестков). Это качество важно для последующего покрытия лаком — получается идеально ровная поверхность.
6. Таким же способом прописываем следующий цветок, используя синий и белый цвета. Здесь есть своя тонкость: чтобы в синей розе присутствовали мягкие оттенки бордового цвета, мы перед росписью не моем кисть, а просто набираем вместо красной синюю краску. Это дает гармоничное соединение цветов в росписи.
7. Переходим к прописи бутона синей розы. Постепенно красные оттенки уступают место более холодным, синим тонам.
8. Так же прописывает охристую розу, постепенно заменяя синие оттенки на коричневые.
9. Переходим к росписи листьев. У нас на кисточке остался охристый оттенок. Теперь мы его постепенно заменяем зеленым оттенком. Каждый листочек должен получиться разным по цвету, но в одной цветовой гамме. Мы можем подмешивать к зелени и охру и синий цвета, а на светлую полоску кисти брать белый, желтый, охристый оттенок. Это важный момент в росписи — умение передать благородство цветовых сочетаний.
10. Теперь добавляем в композицию «кудрины травки». Это завитки, веточки и прожилки, которые делают наш венок более лёгким, ажурным.
11. Пришло время поработать контуром. Мы выбрали белый и золото. На темном фоне росписи очень оживляют композицию пучки белых точек, собранные в кисти. Это прообраз разнотравья. Их мы помещаем ближе к розам, чтобы создать густоту центра росписи.
12. Добавляем в роспись золотые завитки. Мерцание золотого контура придает росписи праздничность. В прожилки некоторых листочков также можно тоже добавить золото.
12. Последний штрих нашей композиции это зеленый глиттер. После высыхания он утратит свой объём, сольётся с поверхностью листа и придаст росписи имитацию блеска росы. Но и настоящие капельки тоже выписать можно.
13. Наш венок-оберег готов. После полного высыхания изделие можно покрыть лаком. Но, если вам нравится бархатисто-матовая поверхность, то можно оставить и так. Краска для росписи — это стойкий материал, который не боится воды, и ваш рисунок будет долгие годы радовать вас.
Художник: Аэлита Рада.
Другие материалы по теме: Двойной мазок | Живопись и роспись