Посетившие Москву в дни футбольного чемпионата немецкие журналисты с удивлением констатировали, что в России начали строить велосипедные дорожки «как в Европе». Но как действительно обстоит дело в Европе, например, в Германии? И, что более важно, какова ПЕРСПЕКТИВА велосипедного транспорта? В силу климатических условий практически на всей территории Германии можно круглогодично передвигаться на двух колесах: сильный снег и/или гололед продолжается в среднем несколько недель или даже всего лишь несколько дней в году. Поэтому на велосипеде можно не только кататься ради удовольствия, но и регулярно ездить на работу, школу, институт, магазин. Новый тренд — велосипед с электромотором — заметно расширил радиус применения велосипеда. Электромотор не только снизил зависимость велосипедистов от их физической формы, но и породил другие типы велосипеда как, например, трехколесные велоколяски, в которых можно транспортировать грузы и/или детей.
Поводом для этой статьи стала резкая дискуссия на страницах немецкой газеты „Die Zeit“ о роли велосипеда как средства передвижения.
Чтобы русскоязычный читатель мог представить себе сегодняшнюю ситуацию, мы сделали подборку нескольких видео. Вот, например, видеофильм под названием «Реальность — на велосипеде по Вупперталю».
Это нарезка сцен, снятых видеорегистратором, укрепленном на велосипедном шлеме. Вупперталь — немецкий город с населением около 380 тысяч человек, что по немецким понятиям является крупным городом, но которому (по всем параметрам) далеко от таких «миллионников», как Берлин, Мюнхен, Гамбург или Кельн.
Видео начинается со сцены аварии: японская малолитражка прижимает велосипедиста к тротуару, колесо цепляет бордюрный камень, велосипедист падает. Текст на экране гласит: «Я не хочу ни на кого показывать пальцем, а всего лишь продемонстрировать ежедневную ситуацию на улице Вупперталя из перспективы велосипедиста. Уже несколько десятилетий я пользуюсь автомобилем, велосипедом, а также хожу пешком. В роли велосипедиста я постоянно сталкиваюсь с отсутствием должного уважения ко мне, как участнику движения». На что имеет смысл обратить внимание в этом видео? В отличие от голландских городов, где велодорожки представляют собой отдельную транспортную сеть, немецкие велодорожки являются отрезанными от проезжей части или от тротуара полосками асфальта. Видеофильм показывает, как на велодорожки постоянно заезжают машины, забредают пешеходы.
А вот и другой видеофильм. Он показывает велосипедиста, игнорирующего велодорожку, блокирующего своим поведением дорогу и создающего опасность для других участников движения.
Не все просто с велосипедом в Германии!
Журналист Ульрих Шток (Ulrich Stock) сделал подробный репортаж о настоящем и будущем велосипеда в Германии и сравнил положение велосипедиста в Германии и в соседних странах. Его вывод: Германия отстает не только от европейских лидеров, как Нидерланды и Дания, но и от Любляны, столицы Словении.
По мнению Ульрих Штока велосипед – транспорт будущего. Ведь еще в 1950 году улица еще принадлежала велосипеду: на один автомобиль приходилось 100 «двухколесных ослов». Каждый мастеровой имел грузовой велосипед. Существовали огромные общественные стоянки, которые охранялись ветеранами войны.
Но потом улицы оккупировали машины, и не отдают обратно. На дорогах идет война. Каждые 23 часа на немецких дорогах в авариях гибнет велосипедист, каждые 37 минут получает увечье, каждые 8 минут — легкое ранение.
На 82 миллиона жителей Германии приходится 73 миллиона велосипедов, но только 46 миллиона пассажирских автомобилей, каждый из которых, как правило, везет по дорогам 4 пустых места. Около 160 парковочных мест занимают городское пространство, расходы на содержание которого несут все граждане. Положение, конечно, меняется. Например, на северо-западе Германии будет проложен автобан для велосипедов — специальная скоростная трасса без перекрестков, которая на протяжении 100 километров соединит 11 городов, 4 района и 42 населенных пункта. На электро-велосипеде можно проехать 25-30 километров без особой физической нагрузки — утверждают сторонники велосипедных автобанов. С другой стороны электрический велосипед требует развития специальной инфраструктуры, например полос обгона. Другим участникам движения придется потесниться.
Противостояние принимает идеологический характер: назови мне свое средство передвижения, и я скажу, кто ты. Некоторые считают ярых сторонников велосипеда левыми и уж конечно экологистами. Но верен ли такой подход?
«Всех велосипедистов зачисляют в левые — возможно потому, что велосипед стоит дешевле, чем машина? Но нет, чем ниже стоит человек на социальной лестнице, тем сильнее его стремление иметь свою машину. А левые политические партии практически ничего не делают для велосипедистов» — писал Ульрих Шток. Уже в следующем номере еженедельника появился ответ с характерным подзаголовком «взрыв ярости в июле».
Ларс Вайсброд (Lars Weisbrod), автор статьи, название которой можно приблизительно перевести на русский как «Крути педали, но спину гни» („Nach unten treten, nach oben buckeln“) не согласен ни с безальтернативностью велосипеда, ни с тем, что велосипед — транспорт для всех. Вот его аргументы.
«Ни один город не был построен для автомобилистов... Даже во многих крупных немецких городах более 40% передвижений совершается при помощи собственных ног — утверждает НГО “Fachverband für Fußverkehr” («Научное объединение по вопросам пешеходного движения)». Но кто скажет доброе слово в пользу общественного транспорта? Никто в Германии не вынужден ездить на велосипеде, если он этого не хочет. У нас существует разветвленная сеть городского и междугороднего общественного транспорта… В отличие от велосипеда, общественный транспорт действительно является коллективным проектом солидарных друг с другом людей».
Почему же велосипед считается транспортом будущего?
«Самое позднее после дизельного скандала [имеются в виду многочисленные факты намеренного нарушения экологических норм концерном «Фольксваген»], столетие двигателей внутреннего сгорания подходит к концу. Но чем сильнее обостряется кризис автомобиля, тем больше велосипед превращается из игрушки в одну из самых серьезных вещей в мире, в идеологию. В неспокойные времена каждый ищет что-то крепкое и постоянное, за что можно уцепиться. Для многих это «что-то» стало велосипедным рулем». От велосипеда ожидается помощь в решении общественных проблем. Но насколько это демократичное, наиболее отвечающее характеру нашего общества средство передвижения? Можно ли противопоставлять велосипед автомобилю, или же они имеют больше общего, чем это кажется на первый взгляд?
«Велосипеду не нужна ни регистрация, ни номерной знак, ни страховка. Велосипед, как и его наездник, абсолютно мобилен, свободен от какого-либо контроля. Велосипед движется мускульной силой одного единственного человека — истинное средство передвижения неолиберализма без границ. Велосипедист не в меньшей, а, может быть и в большей степени боец-одиночка, чем водитель автомобиля… Тот может взять на борт попутчика, с которым хоть можно перекинуться словом».
Мы специально представили две противоположные перспективы развития велосипедного транспорта. В заключении порекомендуем русскоязычному читателю материалы конференции «Современная инфраструктура велосипедного транспорта для всех» , на которую ссылались авторы цитируемых статей. Эти материалы (частично на английском языке, а частично вообще не требующие перевода) очень хорошо показывают разницу между необходимыми для городской среды действиями и показушной урбаниной.