Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Избушка на ножках или погребальный обряд славян

Все знают домик Бабы-Яги как место, где персонажи могут привести себя в порядок, покушать и набраться сил перед дальней дорогой. Но многие ли осознают, что это дорога в один конец?

О погребальном обряде славян известно даже меньше, чем о быте, что порождает огромное количество выдумок. В этой статье он будет рассмотрен на примере племен юго-востока государства, так как им удалось сохранить его в одной из более архаичных форм.

Для большего понимания и соотнесения дальнейшего текста с реальными местами, следует уточнить, какие территории относятся в юго-восточной окраине Древней Руси. Это районы городов – Житомир, Калуга, Воронеж, Курск, а точнее ближайших к ним рек. Постройки наиболее соответствующие современному представлению об Избушке встречаются также под Ярославлем.

-2

Сведения об особенностях погребального обряда дают в основном археологические исследования, и в краткой форме они представлены ниже. Нам бы хотелось сразу отметить одну особенность, все постройки своим «входом» были ориентированы в сторону реки.

В наиболее южных территориях, река Дон и левобережье Днепра, сооружения были представлены деревянным ящиком, окруженным частоколом. Ящик чаще всего был размером 1 на 1,5 метра и высотой 0,5. В него помещали урны с прахом человека и, после каждого захоронения, присыпали сверху землей. Со временем такое сооружение получалось включенным в курган.

Исследователи отмечают сильные следы огня на этих постройках. Есть различные гипотезы, к примеру, что они воспламенились от угольков с погребального костра. Но наиболее правдивой признают теорию, согласно которой жители ближайшего поселения сами сжигали постройки. Над причинами, почему они так поступали, еще идут споры, но самые популярные - при переходе на другое место жительства или при заполнении ящика. Во втором случае, возможно, они поджигали только оградку, так как она была нужна, чтобы поддерживать форму насыпи.

-3

На восточной части, Ока, помимо описанных выше форм, встречались и сооружения по своей конструкции напоминающие жилой дом, но в уменьшенном размере. Они получили название «домовины». Ниже дано описание одной из них.

Во второй половине прошлого века, в Московской области городе Звенигороде были обнаружены остатки сооружения, которое затем назвали «домик мертвых». Его размеры составляли, приблизительно, 1 на 2 метра, длинные стены вытягивали постройку с севера на юг. Ученые считают, что в высоту сруб достигал 2 метров и имел крышу. Внутри, возможно, был импровизированный очаг, а также деревянные полочки, на которые и ставили урны.

-4

Кроме того, по немногочисленным письменным сведениям, можно сделать вывод о существовании очень маленьких домиков, почти скворечников, стоящих у дорог на столбах или «столпах» - сваях.

Теперь хотелось бы в паре слов описать, как вообще происходил сам обряд.

Первое. Усопшего старательно подготавливали к этой процедуре. С него снимали все украшения (их потом могли принести в дополнительной урне в само погребения) и лишние вещи.

Второе. В это же время сооружали погребальный костер. Он был высотой не менее метра и состоял из хорошо горящих пород дерева.

Третье. Покойника поставляли до места чаще всего на санях. Поджигали костер.

Четвертое. Как только он догорал, пепел, и небольшие остатки костей собирали в глиняные горшки и ставили в курган. Причем это был чаще всего специально изготовленный для такого обряда горшок.

Пятое. В отличие от многих народов, славяне не добавляли жертвенную пищу и личные вещи в костер. Последние, чаще всего не добавляли вообще. А вот пищу также в горшках ставили к урнам.

Шестое. Если речь идет о большой «домовине» или ящике, то спустя некоторое время пункты повторялись. Если нет, то перед сожжением также готовили место погребения.

Седьмое. В случае с захоронением в деревянных ящиках, как говорилось выше, поджигали ограду. А вот в случае с домиками, их окуривали. Возможно, из-за простой игры слов и появились «куриные ножки».

-5

После рассмотрения даже краткой версии обряда, не остается сомнений, что отважные царевичи из сказок, после посещения милой старушки попадали в загробный мир. Не удивительно и то, что из всего многообразия ритуалов и верований, человеческая память пронесла сквозь века именно погребальный обряд.

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.