Ещё с Советского Союза повелось, что пожилым людям, женщинам, детям и уязвимым категориям людей необходимо уступать место в транспортном средстве. Я, увы, а может и к счастью, родился как раз в год развала Союза. Возможно, именно по этой причине у меня особые взгляды на проблему – а проблема ли? – вежливости, сострадания или … Называйте, как хотите.
Как обстоят дела в Европе?
И хоть мы постоянно хаем европейский уклад, почти каждый из нас хотел бы жить в красивых домах с красивыми подъездами и с приятными людьми. При этом каждый раз, представляя себе такое место, в голову приходят картинки европейских городов. Да, не всех – там есть ещё та дичь, но многих.
Так вот, в Европе давно не уступают место в общественном транспорте. Для пожилых людей подобное даже унизительно. Мол, я что так плохо выгляжу, что мне место нужно уступать? Там никого не порицают за неуступление места, да и в транспорт не вваливаются поскорей, чтобы занять удобное кресло у окошка.
Как обстоят дела у нас?
У нас всё совершенно иначе. Если в транспорте стоит пенсионер, а ты – молодой человек и не уступил место, будь готов, что тебя заклюют. Отовсюду будут слышны осуждающие голоса, вспомнят твою мать, которая якобы неправильно тебя воспитала, дойдут до 7-го поколения и проклянут. В итоге всё равно придётся уступить, но при этом на голове будет тонна грязи.
Так уступать или нет?
В загашнике имеется прекрасная история на эту тему.
Предисловие – мне хоть всего четверть века, но я уже успел испортить свои колени. Причём до такой степени, что стоять больше 10 минут больно. Ходить – терпимо, но не стоять. Я не хожу с тростью, она мне не нужна, и не хромаю, поэтому рядовой гражданин, а особенно пенсионер, с лёгкостью сделает вывод, что на мне ещё можно мешки с картошкой носить.
Так вот, сижу я в маршрутке, еду домой после трудового рабочего дня. Передо мной сидит парень. С правой стороны у него трость – я её случайно заметил, потому что уперся ногой. Большинству в салоне маршрутного такси трости не видно.
Заходит бабушка – приятная на вид, ухоженная, с милой улыбкой. Становится возле парня, который спереди меня и смотрит на него, как будто он должен мгновенно вскочить. Он сидит, глазом не моргнув. Тогда она вскипела и чуть ли не набросилась на него со словами:
«Что за молодёжь растёт? Сидит, халуй, а бабка старая должна стоять, колени ломать!»
Видимо, парень к ситуациям таким привык, поэтому проигнорировал. Тогда на него набросился весь салон авто – молодые, пожилые, даже дети поддакивали вслед своим старшим родственникам, беря пример.
Парень молча встал, взял трость и отодвинулся на метр вперёд, чтобы бабуля села. Вы бы видели, как у всех поменялись лица. Бабушка, естественно, изменив тембр, ласково прошептала:
«Садись, внучок, тебе нужней».
Но он не садился, при этом продолжал молчать. Я не знаю, был он немым или нет, но я подозреваю, что – да. Бабуля, ощущая вину, настаивала:
«Садись, садись».
Он, держась одной рукой за трость, другой за поручень, продолжал стоять. Я не выдержал и просто вышел из маршрутки. Я не мог находиться с этим стадом, которое набросилось на молодого парня, а потом замолчало.
Вывод
Вы никогда не знаете, какие проблемы у человека, сидящего рядом с вами, и никогда не узнаете. Не стоит судить о нём только по тому, уступил он место или нет. Это личное дело каждого. Даже если у человека богатырское здоровье, он не обязан уступать место в транспорте. Если уступил – нужно отблагодарить его, если нет – принять это как должное.
Вот как раз из-за того, что старшему поколению раньше прививали в обязанность уступать место, оно сейчас так злится, когда ему не уступают. Дескать, я по молодости уступал, а ты чего мне не уступаешь?
Почему я не уступил? Я уступаю людям, которые адекватно себя ведут. Если бы та бабушка молча постояла хотя бы секунд 10-15, то заняла бы моё место. Но я её не виню. Её так воспитали.
Меняйте своё мировоззрение в лучшую сторону.