Найти в Дзене
Artfragment

Крестьянин, скульптор, скандалист

В нью-йоркском Музее современного искусства открылась выставка работ Константина Бранкузи. Одного из основоположников абстракционизма в скульптуре «своим» считали по обе стороны Атлантики: во Франции он сделал головокружительную карьеру и прожил большую часть жизни, а в США уже с 1910-х годов его произведения выставлялись и хорошо продавались. Рассказываем, как работы Бранкузи обвиняли в порнографии и принимали за «кухонное приспособление».

— На самом деле Константин Брынкуши (это позже он изменит свою фамилию на французский манер) родился в захолустном румынском селе Хобица. И поначалу ничто не предвещало, что крестьянский сын станет одним из пионеров современной скульптуры. Чтобы как-то прокормить многодетную семью, уже после начальной школы Бранкузи устроился посыльным к купцу-гончару. И именно в те годы впервые попробовал вырезать перочинным ножиком фигурки из дерева и лепить из глины. А в 25 лет Бранкузи покинул Румынию и отправился в Париж. Из родного села он уходил «по-крестьянски»: пешком и с одной котомкой за плечами.

Константин Бранкузи, автопортрет в мастерской, 1933-34. © Adagp Paris 2007
Константин Бранкузи, автопортрет в мастерской, 1933-34. © Adagp Paris 2007

— «В тени больших растений ничего не растет», — однажды сказал Бранкузи. Речь шла о его работе в мастерской Огюста Родена, куда он попал в числе 50 избранных помощников. Молодому румыну нужно было лишь помогать отливать «Поцелуи» и «Мыслителей» уже выдающегося к тому моменту мастера, и тогда бы вопрос об устройстве в чужой стране не стоял. Но Бранкузи покинул Родена уже через месяц и отправился на поиски своего художественного языка.

Воссозданная Ренцо Пьяно мастерская Константина Бранкузи в Париже, 1997. © Adagp, Paris
Воссозданная Ренцо Пьяно мастерская Константина Бранкузи в Париже, 1997. © Adagp, Paris

— Впервые работы Константина Бранкузи были показаны в США в 1913 году на Armory Show. И тогда выставлялись вместе с произведениями Пабло Пикассо, Марселя Дюшана, Анри Матисса и других художников. Один из критиков тогда назвал работы Бранкузи столь «будоражащими, что они изменили отношение многих нью-йоркцев к целой ветви искусства».

Скульптуры Бранкузи (на переднем плане) на The Armory Show, 1913.
Скульптуры Бранкузи (на переднем плане) на The Armory Show, 1913.

Сегодня в экспозицию в МоМА вошли одиннадцать скульптур 1910-1930-х годов (впервые выставляются вместе), серии рисунков, которые Бранкузи создавал перед тем, как приступить к отливке, и которые заменяли ему привычные гипсовые модели, фотографии и фильмы. Всего же, по словам куратора выставки Паулины Побоха, Бранкузи за годы творчества создал сотни скульптур. Почти все из них изображали людей и животных, но предельно условно.  

Вид экспозиции «Скульптура Константина Бранкузи» в нью-йоркском МоМА, 2018.
Вид экспозиции «Скульптура Константина Бранкузи» в нью-йоркском МоМА, 2018.

— Художественный язык Константина Бранкузи и его особое видение объектов порой приводило к скандалам. В 1920 году на «Салоне независимых» скульптор решил выставить работу «Принцесса Х». Но правительственный чиновник отказался открывать выставку, заявив, что на ней присутствует порнография. Речь шла о работе Бранкузи. Его «Принцесса Х», отлитая из меди, напоминала не что иное, как фаллос. «Это всего лишь женщина, в которой я пытался выразить сущность вечной женственности», — утверждал скульптор. Но снять с выставки «Принцессу Х» ему все же пришлось.

«Принцесса Х», 1915-16
«Принцесса Х», 1915-16

— На выставке в МоМА представлена одна из версий знаменитой скульптуры «Птица в пространстве». Над серией Бранкузи в общей сложности работал в течение почти 30 лет, ваяя «Птиц» из бронзы, мрамора и гипса. В 1926 году автору даже пришлось судиться из-за одной из скульптур. Во время ее ввоза в США таможенник отказался считать работу произведением искусства. «То ли кухонное приспособление, то ли металлический предмет непонятного назначения», — так инспектор охарактеризовал «Птицу». И потребовал заплатить немалую по тем временам пошлину. Константин Бранкузи подал в суд, а на его просьбы признать работу абстрактным искусством один из экспертов, присутствовавших на процессе, заявил: «Если это искусство, то  я — каменщик». Тем не менее дело скульптор выиграл, а спорный объект таможенная служба признала скульптурой с формулировкой «считать произведением искусства в силу симметричной формы, художественного контура и красоты отделки». В 2005 году одна из версий «Птицы» была продана на торгах Christie’s за $27,4 млн.

«Птица в пространстве», 1923.
«Птица в пространстве», 1923.

— Помимо скульптуры Константин Бранкузи увлекался джазом, восхищался аэропланами, одним из первых провел в студию телефон и стал играть в гольф. А еще любил фотографировать, а учил его этому сам Ман Рэй. Бранкузи снимал свои работы в студии, делал автопортреты и одинаковые кадры с четкими и размытыми контурами. Скульптор считал, что монументальное искусство надо именно снимать, а не описывать. «Мы все одинаковые, нас разделяет лишь разное видение», — говорил Бранкузи. После смерти он завещал Франции помимо прочего более полутора тысяч снимков.  

Бранкузи за игрой в гольф, 1923.
Бранкузи за игрой в гольф, 1923.

— Еще одна известная работа Контантина Бранкузи — «Спящая муза». Впервые он высек ее из мрамора в 1910 году. А после повторял в других материалах. В 2017 году бронзовая «Муза» была выставлена на торги Christie’s и установила ценовой рекорд на произведения Бранкузи. Скульптура была продана за $57 млн, вдвое превысив эстимейт. 

«Спящая муза», бронзовая отливка 1913 года.
«Спящая муза», бронзовая отливка 1913 года.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!