Найти тему
Истории художников

⑮ фактов о «Рождении Венеры» Ботичелли, которые стоит узнать

Оглавление

Созданная в 1486 году, работа «Рождение Венеры» Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известного как Сандро Ботичелли, — одно из самых выдающихся произведений эпохи Возрождения. Венера с этой картины стала вневременным символом эстетики и красоты. В этой блестящей работе изображено гораздо больше, чем вы можете себе представить.

«Рождение Венеры» (1483–1485)
«Рождение Венеры» (1483–1485)

1. На картине изображено несколько богов

Венера (богиня любви), стоит скромно на ракушке, будучи вынесенной на берег Зефиром (богом западного ветра). На картине одна из Ор (богинь времён года) стоит наготове с накидкой, чтобы одеть новорожденное божество. Четвертая фигура, которую несет Зефир, должна быть либо Аурой (нимфой ветра), либо Хлорис - нимфой, связанной с весной и цветущими цветами, как те, что парят на картине.

-2

2. Нагота Венеры была новаторской

Христианское влияние было доминирующим в искусстве средневековья, поэтому нагота редко рисовалась. Однако распространение гуманизма привело к возобновлению интереса к мифам Древнего Рима, а вместе с ним и к возврату изображения обнажённых людей.

3. На картине изображены скрытые гениталии

И нет, не имеется в виду то, что осторожно прикрыто волосами Венеры. Женские гениталии символизирует раковина, на которой стоит богиня. Так метафорически изображена сцена родов: отражено океаническое происхождение Венеры и оно символически соединено с человеческим рождением.

4. «Рождение Венеры» должно было висеть в спальне

Нагота, изображенная на картине, начинает восприниматься иначе, если вы знаете, что полотно предназначалось для супружеской спальни. Так как «Рождение Венеры» было довольно откровенным изображением и находилось в спальне, оно было скрыто от публики почти 50 лет.

5. Это ранняя работа на холсте

В этот период раннего Ренессанса в моде была живопись на деревянных панелях. Популярность холста только начинала расти, наиболее охотно его использовали в регионах с высокой влажностью, где древесина часто деформировалась. Поскольку холст был дешевле дерева, его статус был ниже, поэтому его оставляли для работ, которые не предназначались для больших публичных показов. Картина считается первой работой на холсте в Тоскане.

-4

6. «Рождение Венеры» имеет компаньона

Хотя картина была создана за три-четыре года до этого, «Весну» можно рассматривать как своего рода продолжение сюжета «Рождения Венеры». В то время как одна изображает прибытие Венеры в мир в период цветения, вторая картина показывает, что «любовь побеждает жестокость».

Шедевры «Весна» и «Рождение Венеры» не являются диптихом, но неизбежно обсуждаются вместе. Они входят в число самых известных картин мира и икон итальянского Возрождения. Они были практически беспрецедентным масштабным изображением героев классической мифологии в Западном искусстве со времен античности.

«Весна» (1482–1485)
«Весна» (1482–1485)

7. Картины больше, чем можно предположить

Размеры полотна «Рождение Венеры» 173×279 см, а «Весны» — 203 × 314 см. Их считают первыми масштабными картинами, созданным во Флоренции эпохи Возрождения.

8. «Костёр тщеславия» не тронул полотно

Доминиканский монах Джироламо Савонарола 7 февраля 1497 года побудил христиан во Флоренции воздвигнуть семиэтажный костер, чтобы сжечь конфискованные «безделушки», которые, как считалось, способствовали греху: произведения искусства, светские книги, зеркала, ювелирные изделия, музыкальные инструменты и т. д. В некоторых исторических документах сообщается, что Сандро Боттичелли был одним из участников церемонии и самолично бросил в огонь несколько своих работ на мифологические темы. Но пламя костра пощадило «Рождение Венеры».

9. Со временем лак стал затемнять картину

На протяжении веков слои лака, предназначенные для сохранения картины, становились всё более непрозрачными, скрывая детали и реальные цвета от взгляда зрителей. Тщательная реставрация, завершившаяся в 1987 году, аккуратно сняла верхний слой, открыв мягкие и жемчужные цвета, которые художник наносил на полотно.

-6

10. Ботичелли позаимствовал позу Венеры из античного искусства

Скромный жест богини, прикрывающий её интимные части, используется в статуях типа «Венеры Капитолийской», относящихся к периоду второго-третьего века до нашей эры. Для них характерны позиции рук — Венера прикрывает свою грудь правой рукой, а пах левой.

«Венера Капитолийская» 
© José Luiz Bernardes Ribeiro / CC BY-SA 4.0
«Венера Капитолийская» © José Luiz Bernardes Ribeiro / CC BY-SA 4.0

11. Возможно, картина должна была заменить утраченный шедевр

Некоторые источники считают, что «Рождение Венеры» было написано по мотивам давно утраченной картины древнегреческого художника Апеллеса «Венера Анадиомена». Рисунок был известен лишь по письменным воспоминаниям Римского писателя Плиния Старшего.

Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительно копия с работы Апеллеса
Помпейская фреска «Афродита Анадиомена». Предположительно копия с работы Апеллеса

12. «Рождение Венеры» было вдохновлено стихотворением

Согласно другой теории, эта сцена была основана на гомеровском гимне, опубликованном во Флоренции Деметриосом Халкокондилесом:

Песня моя — к Афродите прекрасной и златовенчанной,
Чести великой достойной. В удел ей достались твердыни
В море лежащего Кипра. Туда по волнам многозвучным
В пене воздушной пригнало ее дуновенье Зефира
Влажною силой своею. И Оры в златых диадемах,
Радостно встретив богиню, нетленной одели одеждой

Перевод В.В. Вересаева

13. Потребовались столетия, чтобы Венера обрела известность

При жизни Ботичелли его картины часто затмевались произведениями художников Высокого Возрождения. Спустя 400 лет после создания «Рождения Венеры» работы Ботичелли начали появляться в коллекциях европейских музеев. Его произведения получили признание лишь в XIX веке, когда «Рождение Венеры» стало его самой известной работой.

14. «Рождение Венеры» — символ красоты

Картина является излюбленным примером искусства эпохи Возрождения. Она также стала маркером, с помощью которого измеряются нормы красоты других культурных эпох. Поза Венеры была неоднократно скопирована многими современными моделями в масс-медиа.

В 2014 году картина «Рождение Венеры» была использована среди других шедевров в качестве инструмента для критики современных стандартов красоты в статье «Что, если бы знаменитые картины были откорректированы так, чтобы соответствовать современным стандартам»:

Сравнение стандартов красоты. © Lauren Wade & takepart
Сравнение стандартов красоты. © Lauren Wade & takepart

15. Ботичелли завещал, чтобы его похоронили у ног его Венеры

Речь не о картине, он хотел вечно лежать рядом с его земным вдохновением — Симонеттой Каттанео де Веспуччи. Названная самой красивой женщиной Флоренции, а также самой красивой женщиной эпохи Возрождения, Симонетта была музой, вдохновлявшей Ботичелли. Она изображена на картинах «Рождение Венеры» и «Весна». Когда художник умер в 1510 году, он был похоронен рядом с этой замужней дворянкой, к которой он питал неразделенную любовь.

-10

Помимо Ботичелли, сюжетом рождения Венеры были вдохновлены многие художники, среди них:

Франсуа Буше «Триумф Венеры» (1740)
Франсуа Буше «Триумф Венеры» (1740)
Тициан «Венера Анадиомена» (1520)
Тициан «Венера Анадиомена» (1520)
Вильям Бугро «Рождение Венеры» (1879)
Вильям Бугро «Рождение Венеры» (1879)
Александр Кабанель «Рождение Венеры» (1863)
Александр Кабанель «Рождение Венеры» (1863)
Жан Огюст Доминик Энгр «Венера Анадиомена» (1825–1850)
Жан Огюст Доминик Энгр «Венера Анадиомена» (1825–1850)

Перевод статьи «15 Things You Should Know About The Birth Of Venus»

Напишите в комментариях ниже чей вариант сюжета Рождения Венеры вам больше нравится.

Возможно вам понравятся товары:
➜ Пазл 500 элементов. «Рождение Венеры»
➜ Толстовка с капюшоном «Рождение Венеры»

-16