Найти в Дзене

Что не так с «Возвращением Робокопа»

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также вконтакте и телеграм).

В студийной драматургии новый тренд.

Пятнадцать лет мейджоры жили ремейками и ребутами, пока кто-то не придумал сиквелы. Не продолжения в их старом значении, когда условный «Форсаж» превращается в сход-развальную сантабарбару, а прямые сиквелы старых фильмов, которые игнорируют все, чтобы создано между оригиналом и новой лентой.

Из относительно несвежих примеров – «Чужой Ксено» Нила Бломкемпа, который должен был подхватить события «Чужих» и рассказать, что стало дальше с Рипли, Ньют и капралом Хиксом без оглядки на серии Финчера и Жене.

Концепт-арт фильма «Чужой Ксено»
Концепт-арт фильма «Чужой Ксено»

Подход стервятнический, но послушайте, в шоу-бизнесе первое место всегда остается за бизнесом. Да и мы, в основном, в выигрыше.

Вот Джеймс Кэмерон мастерит «Терминатор 6»: прямой сиквел «Судного дня» (смотрел в видеозале в июле 91-го!). Нам больше не нужно считаться с наследием карикатурных «Генезиса» и «Восстания машин» – Сара Коннор снова жива, это ли не счастье?

Линда Хэмилтон на съемочной площадке «Терминатора 6»
Линда Хэмилтон на съемочной площадке «Терминатора 6»

Другой пример. «Хэллоуин» Грина и МакБрайда. Раз, и нет больше идиотского сторилайна с убийством кровных родственников во имя спасения человечества, нет фаунд-футаджа с Баста Раймсом, а Лори Строд и Майкл Майерс снова не брат и сестра! Я большой поклонник ремейка от Роба Зомби (он единственный, кто смог наделить слэшер психологической достоверностью), но трейлер нового «Хэллоуина» выглядит потрясающе.

Впрочем, у медали две стороны.

На прошедшей неделе стало известно, что все тот же Бломкемп будет снимать «Робота-полицейского». Прямой сиквел мастерписа Верхувена. По сценарию авторов непревзойденного первого «Робокопа» Эда Ньюмайера и Майкла Майнера, первый драфт которого они написали еще в 1988-м. Новостники в восторге, но им только дай инфоповод.

Сценарий, о котором идет речь, годами лежал невостребованным не просто так. После успеха первого фильма студия заказала Ньюмайеру и Майнеру продолжение, которое они написали впопыхах – надвигалась знаменитая забастовка Гильдии сценаристов 1988 года, и рукопись необходимо было сдать в любом виде. Верхувен от фильма отказался.

Тут требуется небольшое отступление, после которого мир не будет прежним.

Мы видели совсем другого «Робокопа». Брутальная антиутопия, рыцарь будущего, уличные банды, классика VHS. Но мы смотрели его глазами [пост]советского зрителя, не знакомого с повседневной Америкой с ее яппи, конгломератами и кануном Черного понедельника. А для американского зрителя фильм был не просто сайфаем. Да, нам неочевидно, но «Робокоп» – это смешная и остроумная сатира на корпоративную Америку и правоохранительные органы, и авторы сделали его таким осознанно. I’ll buy that for a Dollar до сих пор одна из самых ходовых крылатых фраз.

Когда Ньюмайер с Майнером работали над сценарием, экшн было принято писать эффектным, но упаси боже не смешным. Им повезло, что в них поверил Джон Дэвидсон, один из продюсеров «Аэроплана». Без его поддержки фильма могло бы и не быть. Фильм снимался до триумфа Шейна Блэка, чья формула бадди-муви стала золотым стандартом жанра. Студия отнеслась к тональности «Робокопа» скептически. И только когда услышала, как на тестовых просмотрах зрители смеются в голос, поверила в успех.

Вот почему «Робот-полицейский» так хорош и уникален. Конец отступления.

Но в отличие от сценария первого фильма, который вынашивался долгие месяцы и являлся реакцией Ньюмайера-Майнера на внутреннюю политику, заказанный им сиквел был банальной капитализацией.

Десятый дубль! Буду показывать эту хлопушку своим продюсерам.
Десятый дубль! Буду показывать эту хлопушку своим продюсерам.

В нем на первых же страницах Робокоп превращается в металлолом выстрелом из пушки. Проходит 25 лет. Будущее совсем плачевно и похоже на то, которое досталось Колину Фарреллу в ремейке «Вспомнить все»: супергорода-«плексы», расслоение на нищих и ультрабогатых, могущественные корпорации, проблема перенаселения. Президентом избран бывший комик, но на самом деле за ниточки дергает корпоративный магнат. Кто-то находит обломки Робокопа, его чинят и подключают к восьмидесятническому представлению об Интернете. Робокоп становится пешкой в большой игре, пока хакер-повстанец не вмешивается в код и не дарит ему условную независимость.

Праздник на улице тех, кто мечтает посмотреть «Элизиум с Робокопом».

Нил Бломкемп и Мэтт Дэймон на съемках «Элизиума»
Нил Бломкемп и Мэтт Дэймон на съемках «Элизиума»

Разумеется, сценарий дорабатывают. Вот только его ДНК не позволяет рассчитывать на новых «Чужих». «Возвращение Робокопа» выглядит не творческой потребностью (как, например, ремейк от Хосе Падильи, но в его защиту я выступлю отдельно), а реакцией на тренд. И самое ужасное знаете что? Девять лет назад эту идею Бломкемпу случайно подкинул я. Но это тоже отдельная история.

«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (также вконтакте и телеграм).