Вскоре после нашего прибытия Буалем здорово избил двух французов, делавших фото примерно отсюда. Фотоаппарат разбил.
Этот снимок сделан, пожалуй, с дороги, соединяющей Оран и Мерс-эль-Кебир. Открытки с таким видом были в свободной продаже, я подобную домой прислал, чтобы показать место своей работы. Видите на тёмном фоне горы белое пятнышко с отражением в воде? Вот примерно там стоял наш катер.
Я хотел бы совсем немного рассказать о том, что происходило в Алжире за 16 лет до нашего там появления, чтобы стали понятны поведение алжирцев и та обстановка, которая там создалась. А то меня уже начинают упрекать, что я по верхам скачу. Как будто я научные работы тут публикую :)
В 1954 году Фронт Национального Освобождения начал войну за изгнание французов. Постепенно взаимное ожесточение достигло крайнего напряжения.
Как и во всякой борьбе за освобождение, на начальном этапе бурно расцветает террор, причём зачастую не против силовиков, а против простых обывателей, дело-то нехитрое. Осенью 1956 года Фронт национального освобождения выдвинул лозунг: "Убивайте ЛЮБЫХ ЕВРОПЕЙЦЕВ в возрасте от 18 до 54лет, стариков и женщин не трогайте". И за 10 дней порешили 43 человека. За то, что французы. Или кто там подвернулся.
В отличие от киношных и книжных развесёлых французов: "О-ла-ла! бонжур, амур!" - при необходимости они могут быть достаточно крутыми. В ответ в арабском квартале города Алжир взрывом были убиты 16 и ранены 57. За то, что арабы.
Тогда ФНО призвал убивать и женщин с детьми. В ответ власть была передана военным. Иностранный легион и парашютисты не склонны к шуткам. Цифра убитых алжирцев колеблется от полумиллиона до миллиона. К 1960 году с восстанием было практически покончено, но ведь есть ещё и политика, предвыборные рейтинги и вот это вот всё.
В сентябре 1959 года де Голль признал право алжирцев на самоопределение.
Военные взвыли, ведь их потери по разным данным колеблются от 18 до 35 тысяч - и ради чего? Ими была создана Секретная вооружённая организация (ОАС). За десять месяцев было совершено 5000 терактов в Алжире и 657 во Франции. Убито только в Алжире 239 европейцев и 1383 араба. Всё впустую, в 1962 году Алжир получил независимость.
Тут же ФНО выдвинул по отношению к европейцам лозунг"Чемодан или смерть!". Ничего не напоминает? Во исполнение его уже в день провозглашения Акта о независимости в Оране было убито или просто исчезли 153 европейца. И в первые же месяцы страну покинули около миллиона французов и других, некоторые из них были уроженцами Алжира уже не в первом поколении. И это нам до боли знакомо, увы.
Они стали беженцами во Франции. Были ли им там рады? Ведь на их поддержку тратились средства из бюджета и это отражалось на пенсионерах ...
Офицеры и сержанты, с которыми мы тесно общались, пережили всё это мальчишками и подростками, надо ли удивляться их отношению к французам?
Буксир, заправившись водой и топливом, через пару дней ушёл, мы занялись передачей техники, имущества и запасных частей с инструментами алжирцам. Подавляющая часть их говорили по-русски, дело шло без проблем.
На седьмое ноября мы устроили спортивные состязания, разные аттракционы на причале. Катер стоял в отдалении от остальных алжирских кораблей, общались с нами в основном наши подопечные. Мы растянули на стойках фал, к которому на нитках были подвешены разные сувениры, ещё расчески, авторучки, пара соблазнительно выглядевших литровых жестяных консервных банок.
Надо было с завязанными глазами и ножницами в руках подойти с определённого расстояния и попытаться срезать приз. Пара алжирцев о чём-то горячо договорились, один из них взял ножницы, и, несмотря на завязанные глаза, уверенно срезал одну из банок. Тут же сдёрнул повязку и, пробив ножницами пару дырок в крышке, от души хлебнул русского сока.
Видели бы вы его рожу! :))
В банке была сырая картошка-полуфабрикат в собственном соку.
В завершение мы с будущими хозяевами выскочили в море, показать технику в действии. Катер был нового проекта, таких в Алжире ещё не видели. С нами на выходе были и представители местного флотского командования. Мы не ударили лицом в грязь, свои сорок узлов катер выдал легко, только бурун средиземноморской воды завивался за кормой!
Ещё через пару дней на торжественном построении обоих экипажей был спущен Военно-морской флаг СССР и поднято бело-зелёное с красным полумесяцем и звездой алжирское полотнище.
Мы переоделись в гражданскую одежду и на поданом здоровенном военном автобусе "Берлие" со всем своим барахлом убыли в соседний городок Айн-эль-Тюрк, где в одиннадцатиэтажном жилом здании нам были выделены три квартиры.
Часть 1-я здесь.
Продолжение следует.