Найти тему
Мурманский вестник

Цифровой инструмент медпомощи. Эксперты Проектного офиса развития Арктики обсудили пути развития телемедицины

Текст: Нуреева Ольга

Фото: Лев Федосеев
Цифровая медицина - современный инструмент врача.
Фото: Лев Федосеев Цифровая медицина - современный инструмент врача.

Суровый климат, труднодоступные территории, огромные расстояния между населенными пунктами и еще целый ряд особенностей значительно отличают условия проживания в Арктической зоне от остальных регионов страны. Одна из главных задач - обеспечить доступность качественной медпомощи жителям отдаленных районов Крайнего Севера.

ПОРА развития Севера

Детальный разговор о проблемах и возможных путях развития информационных технологий на северных территориях недавно состоялся в Санкт-Петербурге в рамках дискуссионного клуба экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики), который является общественной площадкой для обсуждения социальных, экономических и экологических аспектов жизнедеятельности северян.

«Телемедицина в Арктике: актуальность, реальность, перспективы» - такой была тема очередного заседания, в котором приняли участие государственные, общественные и коммерческие организации, заинтересованные в устойчивом развитии Арктической зоны РФ.

Говоря о важности телемедицины эксперт ПОРА по инновационному развитию Сергей Майоров подчеркнул, что особенности Арктической зоны не позволяют содержать полностью оснащенные медицинские центры в каждом населенном пункте. Вследствие этого многие пациенты оказываются отрезанными от квалифицированной и своевременной медпомощи. В то же время телемедицина может стать способом оказания качественных медицинских услуг, предупредить серьезные заболевания, сохранить жизнь и здоровье жителям региона.

Директор по развитию «Телемед Хелп» (Мегафон-Здоровье), представляющий также портал Телемедицина.ru Сергей Гилев, отметил, что в настоящее время телемедицина рассматривается в двух вариациях: как маркетинговый инструмент для реализации лекарственных средств и чисто медицинская составляющая. По его мнению, главной проблемой развития медицинских информационных технологий на Крайнем Севере являются не расстояния, а недостаток высокотехнологичного оборудования.

В то же время, как сообщила вице-президент Национальной медицинской палаты, заместитель председателя общественного совета Минздрава РФ Наталия Ушакова, имеются многочисленные отечественные проекты и разработки в сфере телемедицины, которые уже применяются на территории России. Но для более эффективного использования цифровых ресурсов она считает необходимым проведение тестирования всего медицинского сообщества на знания в области информационных технологий.

Прием в Сети

Юридический аспект при внедрении IT-технологий - еще один немаловажный вопрос, которому уделили внимание участники дискуссионного клуба. Ведь при использовании коммуникационных каналов эта сторона дела имеет особое значение. Сведения о пациенте требуют конфиденциальности, соответственно, и надежной защиты базы данных. Однако, как отметил советник по цифровому здравоохранению АО «Фирма Айти. Информационные технологии» Олег Савищев, из-за несовершенства законодательства могут возникнуть проблемы с идентификацией пользователей. Речь о возможности пациента самостоятельно выходить по Интернету на связь с доктором. При этом защиту данных пользователей гарантирует цифровая подпись (она регистрируется в специальных центрах, где ее необходимо ежегодно подтверждать).

Очевидно, что обеспечивать жителей отдаленных районов цифровой подписью, если там нет Интернета, не имеет смысла. Но важно, что специалисты, понимая неоспоримую перспективность развития телемедицины, смотрят вперед. Планируется внедрить такие технологии, как «чат ботов», искусственный интеллект, модуль непрерывного медицинского образования. Одним из новшеств будет телемедицинский прием пациента мультидисциплинарной бригадой.

Облачная поликлиника

В ходе дискуссии был представлен пример практического применения телемедицины в Якутии. Пока это единственный регион Крайнего Севера, где пациенты имеют возможность получать консультации в режиме реального времени с помощью пилотного проекта «Облачная поликлиника». Речь идет именно об общей медицинской практике в форме дистанционного диспансерного наблюдения. Итак, как это работает?

Консультации по каналам связи предшествуют первичный очный осмотр врача, необходимые обследования и установление диагноза. Общаться можно в чате или по видеосвязи, «прием в Сети» протоколируется, все сведения автоматически вносятся в электронную медкарту, а также распечатываются и вклеиваются в амбулаторную карту пациента.

Чтобы дистанционно получить консультацию, обратившийся должен быть зарегистрирован через ЕСИА на Едином портале государственных и муниципальных услуг для соблюдения информационной безопасности как со стороны доктора, так и пациента.

В больницах Якутии внедрены системы телекардиодиагностики. Врачам раздали аппараты, которые по Интернету передают кардиограмму на станцию консультационного центра, где врач-функционалист выполняет ее описание и отправляет обратно заключение. В 2016 году в Республиканском центре медицины катастроф был открыт телемедицинский центр для экстренных консультаций больных из районов и решения вопросов санитарной эвакуации тяжелых пациентов.

После апробации проекта опыт Якутии будет распространен на других территориях Арктической зоны.

Альянс на благо пациента

Участники дискуссии отметили, что внедрить нововведения пытаются многие регионы, однако возникают сложности, связанные с отсутствием квалифицированных специалистов в области современных информационных технологий.

В комментарии «Мурманскому вестнику» заведующий кафедрой информационных и интернет-технологий Первого Московского госуниверситета имени Сеченова, доктор технических наук Георгий Лебедев сообщил о новых специальностях, которые введены в их вузе.

- Это дополнительная специализация: IT-медик и сетевой врач. Обучаться начнут уже в сентябре студенты шестого курса факультетов лечебное дело и педиатрического. Задача IT-медика заключается в организации службы внутри медорганизации и применении информационной технологии при оказании медицинской помощи. А сетевой врач занимается медицинскими технологиями, его задача как раз организовать телемедицинскую помощь посредством информационных сетей: стационар на дому, взаимодействие с пациентами, проведение дистанционных консультаций. Плюс он должен уметь применять методы математической обработки данных, - пояснил Георгий Станиславович.

Кроме того, в вузе есть бакалавриат и магистратура для подготовки специалистов в области информационных систем и технологий в медицине.

- Можно сказать, что это уже повышение мастерства IT-специалистов до уровня организатора разработки, внедрения и управления информационными системами в медицине на уровне больницы, территории, в высших звеньях управления информатизацией в сфере здравоохранения, - отметил Георгий Лебедев. - IT-специалистов для медицины никто прежде не готовил. Особенно востребованы такие специалисты в лечебных учреждениях, где внедряется высокотехнологичная помощь.

Но искусство врачевания, опыт доктора все равно никто не заменит. Ведь людей лечат не электронные технологии, а врачи. Конечно, есть вещи, которые решает компьютер, - диагностика. Человек в области распознавания диагноза - анатом, он понимает внутреннюю структуру организма, как это изображение формируется. Мы же даем ему инструмент. Поэтому IT-специалисты должны знать медицину, а врачи - IT-технологии. Ведь самый главный принцип в медицине - не навреди.

Телемедицина, я считаю, это не какое-то новое направление, а применение информационных технологий для коммуникации врача и пациента, легализация дистанционного консультирования, когда без этого не обойтись. Знаю, что в Мурманской области много отдаленных поселков - врач туда не налетается. Сделать хороший канал связи и, пожалуйста, - помогай максимально, чтобы не гонять вертолет. То есть с телемедициной появляется больше возможностей общения с пациентом. И врач должен знать, как ее правильно применять.

Опубликовано: Мурманский вестник от 10.07.2018