Найти тему
между прошлым и будущим

"Блистательный театр" Мольера

Когда 15 января 1622 г. в почтенной буржуазной семье Покленов родился мальчик по имени Жан-Батист, никто не предполагал, какая удивительная судьба его ждет. Поклены уже не первый век занимались ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец Жана-Батиста смог стать придворный обойщиком и камердинером короля Людовика XIII. Он постарался обеспечить своему сыну прекрасное образование. Жан-Батист Поклен мог продолжить семейную традицию и стать обойщиком. Он мог преуспеть как юрист, благо по окончании Клермонского коллежа благополучно сдал экзамен на звание лиценциата прав. Так или иначе, его ждала прекрасная карьера, но он отказался от нее и предпочел стать актером.

Жану-Батисту Поклену был 21 год, когда он взял сценический псевдоним Мольер и возглавил новую актерскую труппу из 10 актеров, которую назвал "Блистательным театром". Двадцать один год -- время дерзости и отваги, и Мольер со своим "Блистательным театром" бросил вызов самым знаменитым театральным труппам Парижа -- Бургундскому отелю и театру Марэ (Театр на болотах). Закономерно проиграл состязание, но не унывал и отправился со своим театром набираться опыта в провинцию.

Тринадцать лет "Блистательный театр" скитался по Франции, а потом вернулся в Париж по приглашению младшего брата короля Людовика XIV, и это возвращение было блистательным.

-2

Написанный уже в Париже и поставленный Мольером перед королем фарс "Влюбленный доктор" не сохранился, но сохранились другие пьесы Мольера. "Смешные жеманницы" -- пьеса так оскорбила сторонников прециозной литературы (придворно-аристократическое течение в литературе) и любителей манерности, что была запрещена на целых две недели, зато после снятия запрета шла с еще большим успехом -- "Школа мужей" и "Школа жен", "Версальский экспромт", где Мольер рассуждает о театральном искусстве как таковом, что было революцией в драматургии, "Мещанин во дворянстве", "Жорж Данден", "Лекарь поневоле", "Господин де Пурсоньяк", "Мизантроп", "Дон Жуан", "Скупой", "Проделки Скапена", "Мнимый больной", "Тартюф"...

Некоторые пьесы Мольера пробивались на сцену с боем. Разрешения играть "Тартюфа" Мольер ждал несколько лет. И все же эти пьесы дожили до нашего времени, по прежнему популярны и неоднократно экранизировались.

-3
-4

"А чем же завершилось соперничество трех театров?" -- спросите вы. Уже после смерти Мольера, случившейся в 1673 г., король Людовик XIV объединил бывший театр Мольера, театр Марэ и Бургундский отель в единый постоянно действующий театр. В наше время он известен как "Комеди Франсез".

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1

Путеводитель по каналу. Часть 2

Путеводитель по каналу. Часть 3

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь и читайте.