Все чаще после президентских выборов и формирования нового правительства звучит новая мантра нашей бюрократии: раньше все говорили про модернизацию, сейчас - цифровое развитие, "цифра" и etc. Создали целое министерство по цифровому развитию, некоторые вузы начали открывать у себя целые институты/факультеты/департаменты/отделения/кафедры по цифровому развитию, а также в каждом министерстве будет создана позиция замминистра по цифровому развитию.
Что мы имеем в реальности? Да, конечно, отрицать современное развитие цифровых технологий уже не возможно, но... давайте откажемся от логоцентрического подхода, суть которого в повторении как мантры словосочетания "цифровое развитие" (и тем более от более странной мантры божествующего министра просвещения "цифры"). Оставим это методологам на развлечение.
Теперь рассмотрим развитие "цифры" в образовании. Ректор-олигархат (или как её охарактеризовал @scienpolicy семиректорщина), активно продвигает идею единой онлайн-платформы. Почему это будет очередным провальным проектом?
Давайте посмотрим на олигархов от ректорства и на их опыт в онлайн-образовании.
Кузьминов и ВШЭ
Ректор Вышки известный сторонник онлайн-образования и замены традиционных университетских курсов на онлайн-курсы. В своём университете Кузьминов инкорпорировал онлайн-курсы как обязательные в образовательные программы бакалавриата и магистратуры. Опыт Вышки в этом смысле показателен, так как ВШЭ является не только потребителем образовательного онлайн-контента, но и самым большим производителем русскоязычных онлайн-курсов на платформе "Открытое образование" и Coursera.
Почему не стоит передавать реализацию онлайн-образования в федеральных масштабах Вышке? Вышка умеет делать качественные онлайн-курсы, но совершенно не может объяснить своим студентам зачем им это нужно. Особенно, этот вопрос возникает у платников, которые получаются платят не только за очные традиционные курсы, но и за онлайн-курсы от других университетов, которые они могли бы получить бесплатно самостоятельно. Вышка не даёт особых возможностей своим студентам. Получается, что студенты платят деньги за то, что они и так могут получить бесплатно самостоятельно. Эта проблема станет федеральной, если Вышка будет заниматься единой университетской онлайн-платформой.
Мау и РАНХиГС
Мау отчаянно пытается влиться в современные глобальные образовательные тренды. Пока у Президентской Академии это не очень получается.
Опыт РАНХиГС в запуске онлайн-курсов сводится к простому классическому роспилу бюджетных средств. Академия пыталась запустить часть курсов по таким направлениям как менеджмент и экономика в онлайн-формате: собрали лекторов, записали видюшки (назвать их полноценными видео сложно) и выложили их на своём полузакрытом сайте по онлайн-курсам, на котором невозможно зарегистрироваться, чтобы посмотреть видюшки. Также провели масштабное внутреннее рецензирование этих онлайн-курсов. Средняя оценка по 5-ной шкале - 3. Да, забыли написать - на это все Академии потратила кучу денег, но выхлопа ноль.
Садовничий и МГУ
В МГУ вообще есть интернет? Опыт МГУ, честно говоря, даже не интересно рассматривать, так как то, что в МГУ называется онлайн-курсами представляют из себя убогое зрелище умирающего университета.
Резюме
Мы получим единую университетскую онлайн-платформу, (1) на которой распилят кучу бюджетных денег, (2) цель и смысл которой никто не сможет объяснить слушателям, (3) она будет убогой.