Введение.
Эта статья является заключительной в серии статей о ниндзя.
Прошлые части: часть 1, часть 2.
Итак, рассказ о ниндзя будет неполным, если хоть немного не рассказать о боевой технике ниндзя. Естественно, большинство техник являются тайными и никто уже не знает эти техники. Да, конечно, в Японии сейчас существуют школы боевого искусства ниндзя - ниндзюцу, в которых умудрённые опытом сэнсеи передают тайны ниндзюцу молодым ученикам, но относится к таким школам и мастерам надо скептически, почему? Да, как сказать, конечно, какие - то техники ниндзя дошли до наших дней, но, вот только...
Самые известные кланы ниндзя средневековой Японии - из провинций Кога и Ига были полностью уничтожены правительственными войсками! Провинции же перешли под контроль рода Ода в 1581 г., который захватил провинцию Ига
и рода Тодо, которому досталась провинция Кога в период Эдо.
Считается, что уцелевшие организации ниндзя были распущены, а их членов приняли в местную полицию. Но никто не мешает думать, что часть ниндзя уцелела и скрылась в горах, сохранив свои тайные техники и вот теперь их последователи вышли из тени и обучают всех желающих искусству ниндзюцу.
Однако, эта версия разбивается об простой вопрос - "Зачем?". Искусство ниндзя - это не то же самое, что айкидо, каратэ или кэндо, если перечисленные боевые искусства проповедуют совершенствование духа и честный поединок, то ниндзюцу - это наука шпионажа, уловок, обмана и скрытого убийства, проще говоря, искусство бить исподтишка!
Вообщем, оно нелегально. Человеку, который практикует ниндзюцу никогда не придётся его использовать, если он, конечно не хочет получить срок в тюрьме, а в случае, если это Япония, то и смертную казнь!
Именно поэтому, мне кажется сомнительным, что в Японии ещё остались настоящие мастера ниндзюцу. Что ж, давайте разберём, что же это самое ниндзюцу из себя представляет?
Ниндзюцу и его составляющие.
Ниндзюцу (яп. 忍術, «искусство скрытности») - как и любое традиционное боевое искусство Японии имеет два неразрывно связанных составляющих - тайдзюцу - искусство борьбы без оружия, а также искусства врачевания тела и поддержания здоровья и будзюцу - искусство владения оружием. Следует сказать, что если самураи изучали ведение боя без оружия против ТАКОГО ЖЕ БЕЗОРУЖНОГО противника и ведение боя с оружием, соответственно с ВООРУЖЁННЫМ противником, то ниндзя делали поправку на то, что нужно уметь противостоять противнику как с оружием, так и без оружия, о честном поединке речи не велось.
Тайдзюцу и будзюцу - это всего лишь основа искусства ниндзюцу. Помимо этого, ниндзя изучали:
Использование окружающей обстановки и специальных приспособлений для победы над противником. Сюда входило распознавание следов и скрытное передвижение, маскировка и преодоление преград, устройство засад и обман чувств противника. Цель тренинга заключалась в слиянии с миром посредством покорения 5 основных «стихий» — Земли (Ти), Воды (Суй), Огня (Ка), Воздуха (Фу) и Пустоты (Первооснова всего, Ку).
Этот тренинг работы со стихиями завязан на ручных печатях "кэцу-ин", настоятельно советую прочитать эту статью о ручных печатях, если Вы не сделали этого в начале!
Ниндзя изучившие - тайдзюцу, будзюцу и слияние со стихиями, проходили тайный спец. психотренинг - Нимпо-миккё. Считалось, что прошедшие эту ступень подготовки ниндзя могли заклинать духов и становится неуязвимыми, вот откуда в аниме "Наруто" заимствованы джинчурике - хвостатые демоны.
Вот и вся основа ниндзюцу, теперь подробнее о известных техниках ниндзя, (разделах тайдзюцу и будзюцу).
Техники ниндзя.
Техники передвижения.
Нуки Аши — позиция опереженной ноги. Это одна из техник синоби аруки (техники скрытного перемещения). Она очень полезна при ходьбе по скрипучим полам и поверхностям. Ниндзя занимал позицию в полуприсяд с расправленными руками для баланса, и переносил вес на переднюю ногу. Заднюю ногу он начинал перемещать вперед рядом с другой ногой, чтобы они едва касались лодыжками. Выставленная движущаяся нога использовалась для проверки и упреждения скрипа полов. Затем, с помощью внешней части стопы, он ослаблял нагрузку на вашу ногу. Таким образом достигалась бесшумная походка.
Ёко Аши - перемещение боком. Эта техника используется для перемещения вдоль стен в тесных проходах. Для начала, нужно стать спиной к стене. Двигайте заднюю ногу в направлении ходьбы, при этом сгибая колени. Сменив позицию, начните двигать другую ногу в направлении ходьбы. Движение должно быть плавным.
Ко Аши — тигриная стойка. Эта техника используется для перемещения в кустах или неглубоких водоемах. Для начала, ниндзя поднимал одну ногу над кустами (или водой). Затем, находил место, куда хотел шагнуть, и с вытянутым носком опускал поднятую ногу в это место. После этого, возвращался в нормальную позицию.
Техники работы с мечём.
Есть пять основных техник работы с мечом и один достоверно известный стиль, заимствованный ниндзя у самураев, я не буду перечислять все известные стили боя ("дикая обезьяна", "журавль" и т.д.), а пройдусь лишь по основам.
Дзёдан но катаэ: меч удерживается над головой под углом 450 градусов.
Сэйган но катаэ: меч удерживается на уровне бедра; при этом кончик меча должен быть направлен в лицо противнику.
Тюдан-но катаэ: меч держится на уровне пояса, а его кончик - чуть выше, в направлении живота противника.
Хасо-но катаэ: меч удерживается, схожим образом, как если бы это была бейсбольная бита.
Гэдан-но катаэ: меч находится на уровне бедра, а его кончик — ниже, в направлении ног противника.
Что можно сказать об этих позициях? Общее в них одно, все они преследуют цель нанести противнику неожиданный, резкий и подлый удар, в то время как в искусстве фехтования самураев кэндзюцу - меч в первой позиции, как правило держится перед собой на уровне глаз,
то есть воину не нужно отводить взгляд, чтобы видеть оружие противоборствуещего человека. Все эти стойки берут своё начало в самурайском стиле ведения боя - иайдо.
Иайдо (яп. 居合道 иайдо:, дословно, искусство встречать сидя) — это искусство внезапной атаки или контратаки с использованием меча. В отличие от кэндзюцу, здесь изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком. Под «мгновенным поражением» понимается быстрое обнажение меча с последующим нанесением удара, при опасности, например, когда сидящий впереди человек, проявляет признаки агрессии, или же берётся за меч.
Конечно, в интернете гуляет ещё множество описаний различных техник ниндзя, но я описал только те, реальное применение которых не вызывает сомнений, если судить по многочисленным документальным фильмам и видеозаписям занятий в школах боевых искусств.
Заключение.
В целом, можно сказать, что искусство ниндзюцу - это искусство подлости и уловок, но такой стиль обусловлен тем, что против ниндзя была буквально вся Япония! И они выжили! Наверное...